Петрозаводск
Еврейская община
История общины
Краткий исторический обзор

--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --

"Национальная память таится в душе
гораздо глубже, чем мы это представляем"
Генрих Гейне

            Первое упоминание о евреях, проживающих в Петрозаводске, сохранившееся в Национальном архиве Карелии, относится к 1844 году. В "ведомости об иноверцах в г. Петрозаводске" указана цифра 14. Постепенно число их увеличивалось: в 1852 году среди 9130 жителей города числились 22 еврея, а в 1856 году в Петрозаводске проживали уже 214 мужчин и 23 женщины. Это были солдаты местного батальона русской армии и их жены. Отношение к ним было вполне терпимое - в одной из казарм даже было отведено специальное место, куда евреи собирались для молитв. Появилось и еврейское кладбище. После долгой бюрократической волокиты, связанной с тем, что евреям не разрешалось жить вне "черты оседлости", а Олонецкая губерния в таковую не входила, удалось узаконить проживание евреев в Петрозаводске. Теперь солдаты, отслужив срок, могли оставаться в городе, так как возвращаться в родные места, откуда их забрали 15 - 25 лет назад многим не имело смысла. Была организована община с хозяйственным правлением, раввином, и в 1904 году открылась синагога на улице Малой Слободской, построенная на собственные средства, просуществовавшая до 20-х годов. Интересно отметить, что деньги на ее строительство давали не только евреи, но и "несколько фамилий почетных лиц Петрозаводска, принадлежащих к христианскому вероисповеданию", как писалось в правительственной газете "Олонецкие губернские ведомости". При синагоге действовал хедер - начальная школа. В местной печати время от времени появлялись сообщения о жизни евреев, их праздниках, проблемах.

            Начавшиеся при советской власти гонения на религию и запрет на любые объединения людей, кроме официальных, сделали невозможным и существование еврейской общины. Община была распущена, синагога сгорела. Еврейская жизнь ушла в подполье. Несколько семей продолжали тайно встречаться на квартирах, чтобы отмечать свои праздники, читать Тору, обмениваться информацией. И именно эти люди, которым наше поколение должно быть безмерно благодарно, как и было уже много раз в истории нашего народа, рискуя жизнью - тогда расстреливали и не за такое - сохранили веру отцов, свет еврейских ценностей, передали нам живую связь поколений, не прерывающуюся со времен праотца нашего Авраама.

            Необходимо отметить, что иудаизм, по чьим законам должны жить евреи, подразумевает деятельную созидательную работу ("кто не работает - тот не ест") на благо человека, и поэтому традиционно евреи, обосновываясь в местах своего проживания, достаточно быстро включаются в окружающую их общественную и хозяйственную жизнь. Так и в Петрозаводске и Карелии евреи активно участвовали и участвуют во всех сферах жизни, внося свой вклад в развитие и приумножая славу нашего края. Вот лишь некоторые фамилии: Н. И. Гуревич, Е. М. Хейсин, Н. Д. Цаль, К. А. Гуткин, И. М. Менделеев, Б. Н. Одлис, Ю. Л. Хорош, Л. Я. Теплицкий, Р. С. Пергамент, С. М. Карп, А. И. Голланд, Л. З. Балло, Г. И. Цвибель, Т. Л. Кликман, З. Н. Эстрин, Б. И. Хотянов, И. С. Фрадков, Ш. Б. Дун, Л. А. Клаз, М. М. Гин, Л. Я. Резников, Е. М. Эпштейн,...

            В этом, далеко не полном списке лишь те, кто уже закончил свой жизненный путь, и, как нам кажется, любой житель Карелии найдет здесь знакомую фамилию и сам может продолжить его.

--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --

Hosted by uCoz