--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

НОМЕР 1


ИЮЛЬ 1998

     ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Сегодня - знаменательное событие в жизни нашей Общины: сегодня мы обрели ГОЛОС!

     Это - первый номер нашей газеты, которая будет выходить ежемесячно и, как мы предполагаем, позволит доносить информацию о еврейской жизни до каждого, способного услышать ее. Появление газеты вызвано расширением деятельности еврейской Общины, образованием под эгидой общества Шалом разных ее подразделений: религиозной общины, Хеседа "Агамим", молодежной секции РЕКа, воскресной школы "Йом Ришон".

И все это - сегодняшняя еврейская жизнь города.

     Через газету появляется возможность не только информировать о тех или иных событиях еврейской жизни, но и рассказывать о смысле, традициях, значении их для нас сегодня. Наша задача дать возможность читателю узнать что-то новое для себя, вспомнить забытое, поделиться пережитым, чтобы внести свой вклад в возрождение сознания принадлежности к своему народу с его величайшей культурой, философией, традициями, с уникальной историей. Каждый еврей - это особый мир; у каждого -свой неповторимый путь; а все вместе мы составляем картину, которая пишется Творцом.

     Одна из главных задач - это возвращение к ТОРЕ, ибо без этого не может быть и речи о еврейском самосознании. Еврей без ТОРЫ - не еврей. За стремлением "влиться в семью народов" (но зачем же при этом терять свое лицо), "быть как все" (а кто они - все?), периодом атеизма, коммунизма, Катастрофы, но и периодом возрождения Эрец Исраэль вновь встает вечный вопрос: "Кто мы? Зачем мы?". Почему не имея общего языка, территории, культуры, государства мы все же остались народом, евреями, и если мы сами иногда забываем об этом, нам напоминают? Значит в каждом из нас есть еще что-то, чего нет у других. И этим мы должны дорожить, а для этого надо понять, что же это такое.

     Гейне назвал ТОРУ "Портативной родиной евреев" - может быть, здесь разгадка? Попробуем вместе разобраться.

     Своим появлением газета обязана помощи наших друзей из Флориды, это: Алвин Коренблюм, рав Эдвин Гольдберг, Хинди Кантор, синагога Темпл Иудея, организация ЯД ЛЕ ЯД, Южный совет Флориды для советского еврейства. (Вот он принцип: "Все евреи ответственны друг за друга"). БОЛЬШОЕ СПАСИБО ИМ ОТ ВСЕХ НАС!

     Пожелаем нашей газете, чтобы она оказалась нужной, интересной, содержательной, принесла радость в наши сердца.




"Шалом"




Религиозная община




"Хэсэд Агамим",




Молодежная секция РЕК




 

Школа "Йом Ришон"







 

     И ДО СТА ДВАДЦАТИ! Дмитрий Цвибель

НОВОЕ ПРАВЛЕНИЕ - НОВЫЕ ЗАДАЧИ

     В мае месяце состоялось отчетно-перевыборное собрание общества "Шалом". С докладом на нем выступил Председатель Общества Александр Модылевский. Он рассказал о проделанной работе Общества за последние два года. И сделано оказалось немало: за это время образовалась и зарегистрировалась религиозная община и начала функционировать Синагога; старое еврейское кладбище, находящееся в центре города, обнесено художественно выполненной оградой и поставлена монументальная входная арка (архитектор Грета Логинская); продолжала работу школа "ЙОМ РИШОН"; по инициативе СОХНУТа открылся ульпан.

     Все это время активно велась большая социальная работа, был сформирован корпус волонтеров, который и стал основой, образованного недавно, "ХЭСЭДА АГАМИМ", взявшего на себя ряд функций, прежде выполняемых "ШАЛОМОМ".

     С появлением "ХЭСЭДА АГАМИМ" стало необходимо по-новому строить работу общества "ШАЛОМ", которое теперь в своей деятельности большее внимание будет уделять среднему и молодому поколениям, образовательным программам, расширению связей с другими еврейскими организациями.

     На собрании было выражено некоторое беспокойство по поводу появления различных организаций внутри Общины, опасение разобщенности. Поэтому новое Правление призвано координировать действия всех подразделений, вырабатывать общую концепцию, учитывая развитие еврейского движения в разных направлениях.

     Исходя из этого, правление общества "ШАЛОМ" сформировано следующим образом:

     Александр Модылевский - Председатель;

     Дмитрий Цвибель - заместитель Председателя, Председатель религиозной общины, директор школы "ЙОМ РИШОН";

     Грета Логинская - секретарь Правления;

     Юрий Рыбак - медицинский сектор, Председатель Совета "ХЭСЭД АГАМИМ";

     Михаил Бравый - сектор работы с пожилыми людьми, директор "ХЭСЭД АГАМИМ";

     Раиса Шапиро - социальный сектор;

     Владислав Мишин - молодежный сектор, руководитель молодежной секции.

     Пожелаем новому Правлению успешной деятельности на ниве возрождения еврейского самосознания, по созданию жизнеспособной еврейской Общины.

     

ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛЕГЕНДЫ

     2 июня 1998 года одному из старейших членов петрозаводской еврейской общины, известному театральному деятелю России Гершу Майровичу Пукачу исполнилось 75 лет. Он и сегодня полон сил, энергии, по-прежнему служит в театре, которому отдал полвека своей жизни. Герш Майрович был одним из основателей общества еврейской культуры "Шалом" (кстати, названного так по его же предложению). Все члены общины и редакция газеты, поздравляя нашего дорогого реб Герша с юбилеем, желают ему и его семье здоровья, долгих счастливых лет.

     Человек большой и непростой человеческой и еврейской судьбы, Герш Майрович вспоминает сегодня годы своей молодости.

     Родился я в польском городе Капише. Это административный центр воеводства, расположенный примерно в трехстах километрах западнее Варшавы. Перед второй мировой войной из 100 000 жителей 20 000 составляли евреи. Семья наша была типичной еврейской семьей: дома говорили на идиш, соблюдали все обычаи и традиции. Во многом благодаря моему деду, который был ребе, учил детей еврейской грамоте. Я с малолетства, с трех лет, посещал его уроки. Дед мой прожил долгую и достойную жизнь. Я с ним расстался, когда ему было больше 90 лет. Немцы его, конечно, уничтожили.

     В 7 лет я поступил в польскую школу. В ней учились дети евреев. Учась в школе, примкнул к сионистскому движению - вступил в молодежную еврейскую организацию бетар ("Союз имени Иосефа Трумпельдора"). Эта организация была создана в 1923 году в Риге. Она ставила своей целью создание еврейского государства по обоим берегам Иордана. Организация стала авангардом движения сионистов-ревизионистов, созданного Владимиром Жаботинским.

     Мы учили иврит, занимались спортом, словом, готовили себя к самообороне и жизни в будущем еврейском государстве. Я был там хотя и самый высокий, но самый младший.

     В этой организации я состоял до последнего дня, пока в Калиш не пришли немцы. Последнее собрание было 31 августа. Мы сняли наш бело-голубой флаг, один из членов организации его спрятал, и мы разошлись. А утром в нашем городе уже были немцы.

     Нормальная жизнь кончилась. Вся моя семья, наши родственники никуда не успели уехать. В первые же дни немцы хватали евреев на улице и выводили на работы - самые тяжелые и грязные. Если у людей не хватало сил, их выстраивали в шеренгу и каждого десятого расстреливали. Я дважды или трижды стоял в такой шеренге... Но Б-г был милостив ко мне.

     Вскоре немцы создали в Калише гетто: огородили колючей проволокой территорию бывшего базара и туда загнали 15 тысяч евреев. Там ничего не было - один асфальт. Тащите солому, делайте что хотите и как можете живите. Что там была за жизнь, трудно вспоминать спокойно: даже поляки, которые нас не очень-то любили, через проволоку кидали гнилую картошку и хлеб, чтобы как-то помочь выжить. Каждое утро строили колонны и выводили людей на работы. Конечно, самые тяжелые и изнурительные. Я тоже несколько раз выходил на работу. И в один прекрасный день, несмотря на то, что там у меня остались отец, мать, две сестры, все родственники, я убежал.

     Решил пробираться на восток - в сторону СССР. В варшавском поезде было полно немцев, а на моем рукаве - нашивка с Маген-Давидом, которую должен был носить каждый еврей. Одной рукой я ее закрыл и так ехал до самой Варшавы. Из Варшавы не без приключений добрался до Белостока.

     Что здесь творилось - жуть. Людей тьма -из Польши, из Румынии. Устраивались, кто как мог. Я жил в зверинце, в клетке, оставшейся от зверей. Вскоре началась вербовка на шахты на Урал. И у меня хватило ума завербоваться: сказал, что мне 18 лет, мне поверили. А тех, кто не завербовался, потом отвезли туда уже под конвоем.

     Когда мой контракт на Урале закончился, я поехал в Симферополь. Это был март 1941 года. Недолго там пришлось пожить. Началась война, я был эвакуирован в глубь страны: Дагестан, Казахстан. Когда начала организовываться польская армия имени Тадеуша Костюшко, меня вызвали в военкомат: надо идти в польскую армию. Надо идти -значит надо идти. Армия формировалась под Москвой. Недели через две нас выстроили, и польский генерал, поблагодарив за то, что мы отозвались на призыв идти воевать за Речь Посполитую, заявил: "Поскольку в армии оказалось больше евреев, чем поляков, придется вас пока отпустить". И повезли меня обратно в Казахстан.

     Там меня мобилизовали в трудовую армию, и попал я на строительство завода ферросплавов в Актюбинск. Когда в 1944 году освободили Карелию, нашу часть перебросили на восстановление Бело-морско-Балтийского канала. Так я оказался в Карелии. Штаб управления снабжения был в Медвежьегорске. Я был представителем этого управления в Петрозаводске.

     В 1946 году вышло постановление правительства, что все поляки могут вернуться в Польшу. К этому времени я уже был советским гражданином. Но постановление распространялось на всех, кто родился в Польше.Я подал документы в НКВД и - "до видзення", уехал в Брест, на границу между Польшей и СССР,

     В Москве я зашел в польское посольство. Там можно было посмотреть результаты переписи населения Польши по состоянию на 1 января 1946 года. Отдельно были переписаны евреи. До войны в Польше жило 5 миллионов евреев, а теперь все их фамилии умещались на 10-15 страничках. И когда я дошел до города Калиша и других городов, где жили мои родственники, и не нашел ни одной знакомой фамилии, мне стало жутко грустно. Стало ясно, что все мои родные погибли. Еще в 1941 году я с ними переписывался. Они были уже в Майданеке или в Освенциме, но письма от них доходили. Последнее письмо я получил уже после 22 июня. Писалось оно в конце мая 1941 года, значит, они погибли где-то в 1941 году. Когда я был в Израиле, в Яд ва-Шеме, то занес их имена в Книгу памяти.

     Но тем не менее я поехал в Польшу. В Бресте на вокзале при мне пришел поезд из Польши. Из него выходили евреи, которые успели побывать там, а теперь возвращались обратно. "Ты куда едешь?", - спрашивали они меня. - Все, что было, продолжается до сегодняшнего дня". И действительно, даже после войны в Польше были погромы, там убивали десятки, сотни евреев.

     Я подумал: никого у меня там нет, ехать некуда, да еще вот это известие... И я решил вернуться. Так я вновь оказался в Петрозаводске и живу в нем уже более 50 лет.

     Могу сказать, что жизнь здесь сложилась удачно. Я имел и имею хорошую работу, доброе отношение со стороны окружающих меня людей.

     Я жил, родился, воспитывался в традициях нашего еврейского народа, и все годы, где бы я ни был, не забывал, кто я такой. Каждый народ должен знать свою историю, свои истоки и не должен этого стесняться. Наш народ - народ героический. И пусть он долго-долго живет и процветает.

     Записала Юлия Генделева



--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Hosted by uCoz