--Петрозаводск --Община
--Шалом --Школа --Хесед
--Молодежный клуб--
--История общины --Газета
--Интернет --Главная --
Петрозаводск |
НОМЕР 9 |
Титульный лист смотрите
здесь
М. Хорвиц |
С.Лойтер Л.Львов М.Хорвиц |
С однодневным визитом нашу
общину посетили Леонид Львов, директор
Правозащитного центра им. Гарольда Лайта из Санкт-Петербурга и Мартин Горвиц,
исполнительныйдиректор Фонда развития еврейских общин в России и на Украине
из Нью-Иорка. Гости были приняты в Центре национальных культур и ознакомились
с его деятельностью, успехами и проблемами. Осмотрели город, посетили еврейское
кладбище. Состоялась встреча с руководителями и активом еврейской общины Петрозаводска,
на которой в доверительной обстановке были обсуждены многие наши проблемы. В
Хэсэде
Агамим состоялся Кабвлат Шабат с нх участием, а затем они присутствовали на
празднике в честь Дня рождения Хэсэда. Завершился этот насыщенный день встречей
с известными филологами профессором Софьей Лойтер, доцентом Лидией Новинской
и литературоведом Иосифом Гнном. Разговор шел о пребывании в Петрозаводске в
конце сороковых годов крупнейшего филолога нашего времени, друга Ахматовой Лидии
Яковлевны Гинзбург, о которой в США готовится книга, и Миртнн Горвиц, будучи
сам филологом, собирает материалы. Атмосфера этого вечера была наполнена высокой
литературой. Нашлось много общих интересов и пристрастий, литературных знакомых,
общих проблем. Лидия Новинская показала подлинные письма Лидии Гинзбург, а радушные
хозяева этого теплого уютного дома подарили Мартину Горвицу книгу
" Поэтика грамматического рода" своего сына Якова Гина, так рано ушедшего
из жизни, но оставившего яркий неповторимый след талантливого человека и ученого.
Расставались, как расстаются друзья: до скорой встречи!
Уже стало традицией посещение нашей общины сотрудниками Еврейского агентства в России. На этот раз мы принимали хорошо знакомого нам Гришу Фигур и впервые приехавшую Эмму Бар, курирующую образовательные программы Агентства по Северо - Западу и Прибалтике. Эмма Бар познакомилась с положением дел, интересовалась работой молодежной секции, провела занятия по ивриту. Помещение нашего Хэсэда оказалось недостаточным, чтобы вместить всех желающих встретиться с Гришей Фигур. Он рассказал об Израиле, жизни и проблемах репатриантов, новых программах Агентства, ответил на нескончаемые вопросы. Закончился вечер традиционным ЛЕ ШАНА АБАА БИРУШАЛАИМ - В следующем году в Иерусалиме!
|
Гриша Фигур |
"Месяц
этот для вас - начало месяцев; первым да будет он у ввс между месяцами года"
15 числа месяца НИСАН - "месяца колосьев" из "дома рабства"
в землю, "текущую молоком и медом" вышел наш народ навстречу новой
жизни. Через семь недель у горы Синай Вс-вышний даровал нам ТОРУ, заповеди которой
мы обязались исполнять, и вся
дальнейшая история человечества - это утверждение Ее света в этом мире. "Помните
день этот, в который вышли вы из Египта, из дома рабства" - эту заповедь
мы и исполняем, празднуя ПЕСАХ. Законы проведения Песаха, празднуемого семь
дней в Израиле и
восемь в диаспоре, изложены в Пасхальной агаде. Главные заповеди на Север Песах
- есть мацу, выпить четыре бокала вина и рассказывать об исходе из Египта, и
поэтому во всех общинах с давних пор собирают деньги, для того, чтобы все, даже
самые бедные,
могли их исполнить. На праздничный стол ставится кеара - специальное блюдо,
на котором разложены: зроа - жаренный или пропеченный на огне кусок бараньего
или куриного мяса, напоминающий о Храмовой пасхальной жертве; яйцо, сваренное
вкрутую-
как символ скорби по разрушенному Храму или напоминание о Храмовой жертве на
праздники Песах, Шавуот, Суккот (его кладут на кеару в скорлупе); марор - горькая
зелень, напоминание о горькой жизни в рабстве; харосет - смесь толченых орехов,
яблок, фиников, внешне напоминающих глину, из которой евреи делали кирпичи для
строительства египетских городов; карпас - любые овощи (вареный картофель, редис,
морковь, лук), которые макают в соленую воду; хазарет - тертый хрен. Ведет Седер
глава семьи. Заканчивается праздник словами: ЛЕШАКА АВАА ВИИРУШАЛАИМ АБНУЙА
- В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ В ОТСТРОЕННОМ ИЕРУСАЛИМЕ
Авраам ибн Эзра (1089 - 1164)
Авраам ибн Эзра - поэт, философ, грамматик комментатор Библии и астроном - родился в Толедо (Испания). Судьба била его немилосердно. Из пяти детей четверо умерли, а пятый, Исаак, покинул Испанию и принял ислам. В "Плаче о сыне Исааке" Эзра оплакивает словно бы умершего сына.
Думал я, родился
он на счастье,
В старости защитой от ненастья
Мне он будет. Тщетны ожиданья.
Я не понял посланного знака,
Суждены мне вечные страданья
После смерти моего Исаака.
Перевод В. Лвзариса и Я. Либермана
Авраам ибн Эзра много скитался по странам Европы и Северной Африки. В эти годы много сил отдает исследованию библейских книг, пишет комментарии к Торе и Кохелету. В 115В году, находясь в Лондоне, Эзра видел сон, и он записал этот сон-видение. Получился небольшой текст под названием "Грамота Субботы" ("Иггерет Шаббат"). В конце жизни поэт возвращается в Испанию и умирает на границе между Наваррой и Старой Кастилией.
Звезды в заговор вступили
в ночь, когда я нарождался,
Оттого не удается мне, за что б я ни принялся.
Торговал бы я свечами -
вечно солнце бы светило.
Шил бы саваны умершим - смерть бы к людям путь забыла.
Постучусь я в двери князя
- "он из дому уезжает",
Вечером являюсь снова - "князь давно уж почивает".
И беднейшему страдальцу
остается жить, как прежде,
С нищетой не расставаясь, как с прорехами в одежде.
Перевод Я. Либермана
Еврейская поэзия
Араб воспел союз любви
И сладкий пыл любовной неги,
Эдом прославил месть крови,
Удалых рыцарей набеги.
Индуса речь - тайник священный,
Ионян музы нет умней,
Но славу петь Творцу Вселенной
Способен только Иудей.
Перевод
А. Дробинского
Иосиф Гин
С 20 по 25 января 1999 г. в подмосковном Звенигороде прошел семинар
"Хаверим"
("Друзья") в рамках Программы "Шаг вперед шаг к себе".
Организаторы семинара – Институт Изучения Иудаизма в СНГ и Ассоциация
преподавателей Иудаики "Ламед". Это был четвертый семинар за два года,
в ходе
которого участники обязуются каждую неделю изучать новую главу Торы. Изучение
новой главы каждую неделю и является тем самым шагом вперед, который должен
делать еврей.
Тема подмосковного семинара: Глава "Шмот". Главный духовный раввин
России Адин Штейнзальц, Директор Института Изучения Иудаизма в СНГ Дуди Палант,
координатор семинара Давид Розенсон - вот те люди, благодаря чьим усилиям, представители
Красноярска и Москвы, Петрозаводска и Нальчика, Одессы и Нижнего Новгорода и
многих других городов собираются вместе для того, чтобы взять частичку знаний
равва А. Штейнзальца и донести ее до тех общин, синагог и решив, где они живут
и работают.
Семинар включал в себя не только лекции равва, но и совместное обсуждение глав
Торы, молитвы (Шахарит, Минха и Маарив), встречу Шаббата, просто общение между
людьми и обмен опытом в сфере духовной жизни. Дом отдыха "Елочка",
где проходил семинар, любезно принял раввинов и журналистов, редакторов газет
и людей из "Хевра
Кадиша", ортодоксов "Хабада" и реформистов, но несмотря на присутствие
людей из разных религиозных и политических течений, в ходе семинара не было
ни одного конфликта, все работали как одна большая семья - Семья "Хаверим"
("Друзей"), где сближает авторитет равва А. Штейнзальца и, что особенно
важно, уважение к Торе.
Огромная роль в успешном проведении семинара, в решении организационных проблем,
в обеспечении кашерной пищей принадлежит равву Хаиму Файнгенбауму из иешивы
"Мекор Хаим" в Кунцево. Некоторое время назад эту иешиву постигло
большое несчастье - она сгорела. И вот теперь близок к осуществлению проект
строительства нового большого Центра в Москве, куда войдут иешива, кафе, место
для общения молодежи разного вероисповедания. Будем надеяться, что с Б-жьей
помощью этот Центр станет центром общинной жизни в Москве.
Было бы несправедливо не отметить организатора и администратора семинара "Ламед"
для преподавателей - Галину Стискину. На ее плечах лежала тяжелая работа по
обеспечению десятков людей по всему СНГ информацией о семинаре, билетам и материалами,
необходимыми для семинара. С ее помощью создавалась уютная домашняя атмосфера
комфорта для всех участников.
В настоящее время ведутся и близки к завершению переговоры между Петрозаводской
Еврейской Религиозной Общиной и Институтом Изучения Иудаизма в СНГ о подготовке
к печати в "Общинном Вестнике" статей р. А. Штейнзальца.
Более подробную информацию о программе "Шаг к себе – шаг вперед",
о работе Института Изучения Иудаизма в СНГ, о трудах р. Адина Штейнзальца, Вы
сможете получить в Петрозаводской синагоге.
Каждый еврей, независимо от возраста и социального положения может стать участником
Программы. Для этого нужно, чтобы каждый сказал себе: "Я обязуюсь изучать
по одной новой главе Торы каждую неделю".
Я надеюсь, что у большинства хватит сил не только обязаться изучать
главы, но и выполнить свое обещание. Во всяком случае, очень хочется
в это верить
Владислав Мишин
Еврейский молодежный клуб приглашает молодых людей и девушек 16 – 30 лет на празднование Каббалат Шабат каждую пятницу в 19 часов в помещение общества ШАЛОМ. В программе, кроме традиционного кофе и чая, творческая реализация + тусовка! Если Вы хотите жить весело, найти новых друзей, участвовать в жизни общины - приходите, мы будем Вам рады!
Все дни
празднования Песаха нельзя употреблять в пищу и хранить в доме хамец - еду,
содержащую продукты брожения. В эти дни едят специальный хлеб - мацу. Во многих
общинах принято есть мясные блюда. И посуду желательно иметь специально для
Песаха, или прокашеровать имеющуюся в кипящей воде. Для Пасхального седера необходимо
кашерное вино.
Предлагаем простой способ его приготовления:
Примерно
за три недели до Песаха положить в стеклянный сосуд изюм (треть
объема), сахар (треть объема), долить воды доверху. Закрыть сосуд сложенной
в несколько слоев марлей. Когда все изюминки всплывут, вино готово. Его необходимо
процедить и разлить по бутылкам. Бутылки предварительно прокашеровать - три
дня подержать в холодной воде, каждый день меняя воду.
Запеканка
с жаренным картофелем
(мясное блюдо)
ПРОДУКТЫ:
5 картофелин,
растительное масло для глубокого жарения, 4 яйца, 3 ложки воды,
1кг молотого говяжьего мяса, 1 мелко натертая луковица, 1/2 ч. л, порошка мясного
супа, 2 дольки раздавленного чеснока, 1/4 ч. л. тертого мускатного ореха, щепотка
молотой гвоздики, соль по вкусу.
Прямоугольный противень размером 27х20.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ:
Нагреваем
воду до средней температуры. Чистим картофель и нарезаем на продолговатые тонкие
дольки. Нагреваем масло в глубокой сковороде и жарим в нем картофель до золотистого
цвета. Выкладываем на бумажное полотенце, чтобы удалить излишки масла.
Жареный картофель укладываем на дно противня. Взбиваем одно яйцо с 3 ложками
воды и щепоткой соли и выливаем смесь на картофель. В большой миске смешиваем
мясо, 3 яйца, суповой горошек, чеснок, мускат и гвоздику. Полученную однородную
массу выкладываем на слой картофеля в противне. Хорошенько взбиваем оставшееся
яйцо
и смазываем сверху мясной фарш. Запекаем 35 мин.
Непеченый шоколадно-мацовый торт
ПРОДУКТЫ:
150 г маргарина, 6 ст. л. какао, В ст. и. сах. песка, (2 ст. и. бренди или коньяка),
1 ч. л. растворимого кофе, ванильный (миндальный) экстракт, 2 яйца, квадратная
маца б шт.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ:
Смешать расплавленный маргарин с какао, сахаром, бренди, кофе и экстрактом по вкусу. Слегка охладить и вбить яйца. Разломать мацу, залить шоколадной смесью. Выложить в форму 30x30 см. Охладить и нарезать на квадратики. Мацу в этом рецепте можно оставить целой, намочив ее в вине и прослоив шоколадным кремом.
СТАНОВЯСЬ
СВЯТЫМИ, ЕВРЕИ ПОЮТ И ВЕСЕЛЯТСЯ.
МИДРАШ - ТЕИЛИМ, 149:1 |
КАЗАНСКУЮ Рахиль Соломоновну
МАКСИМОВА Владимира Юрьевича
МАЗЛ ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!
***
Религиозная община имеет честь поздравить
ШМАЯ БОРИСОВИЧА ДУНА
с восьмидесятилетием и пожелать ему здоровья, радости, света.
МАЗЛ ТОВ!
--Петрозаводск --Община
--Шалом --Школа --Хесед
--Молодежный клуб--
--История общины --Газета
--Интернет --Главная --