--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --


Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

Номер 13


     ИЮЛЬ 1999

     ПОЕЗДКА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ

     Встреча с Израилем началась для меня 8 мая этого года, когда поздно вечером я сошел с трапа самолета на летное поле в аэропорту имени Бен-Гуриона под Тель-Авивом, вдохнул полной грудью удивительно теплый (в Петрозаводске в это время было минус два) воздух, насыщенный запахами моря и каких-то совершенно незнакомых цветов и деревьев, и почувствовал, что надышаться этим воздухом невозможно. А потом была поездка на автомобиле из аэропорта в Иерусалим (Город Мира) по великолепному ночному шоссе, пробитому титаническим трудом через Иудейские горы, и был восторг от светящегося в ночи увешанного национальными флагами белокаменного Города.

     Нет, пожалуй, эта встреча началась на полтора месяца раньше, когда руководитель отдела социальных программ Петербургского отделения "Джойнта" Рита Гутина неожиданно сказала: "Михаил Яковлевич, у меня для Вас сюрприз. Это еще не точно, но, скорее всего, Вы поедете в мае на семинар в Израиль". Начались хлопоты по оформлению загранпаспорта, сборы в поездку, звонки родственникам и друзьям, живущим в Израиле, расспросы петрозаводчан, уже съездивших туда в гости, судорожное восстановление в памяти расхожих ивритских фраз, когда-то изучавшихся в воскресной школе.

     На самом деле встреча с Израилем началась для меня значительно раньше - в раннем детстве, когда произошло (не без помощи двора) осознание себя евреем, когда узнал от отца о существовании еврейского государства, слушал "вражеские голоса" о развитии Суэцкого конфликта и других острых ситуациях на Ближнем Востоке (почему-то официальная советская информация по "еврейским" вопросам меня никогда не удовлетворяла, хотя в остальном я был вполне типичным "совком"). Подготовка к встрече продолжалась всю жизнь - через книги и кинофильмы по еврейской истории, еврейскую музыку, общение с друзьями. А последние полтора года - через профессиональную работу в Петрозаводском еврейском благотворительном фонде.

     В первую неделю пребывания в Израиле я участвовал в работе организованного "Джойнтом" семинара для руководителей Центров социальной помощи в странах СНГ и местных служб социальной защиты. Из СНГ на семинар приехали тринадцать директоров Хэсэдов. Израиль представляли руководители общенациональных и районных организаций, занимающихся помощью пожилым людям и инвалидам, а также новым репатриантам. Нас ознакомили с постановкой социальной работы в стране, где 55 процентов государственного бюджета расходуется на социальное обеспечение граждан, повозили по общежитиям гостиничного типа для пожилых репатриантов, центрам дневного пребывания пожилых и инвалидов, клубам для пенсионеров, центрам абсорбции новых репатриантов. Было много интересного, что захотелось перенести в практику работы Хэсэда, естественно, с учетом разницы финансовых возможностей. Но об этом - по мере осуществления.

     Участники семинара имели возможность встретиться со многими израильтянами различных профессий и положения в обществе -высокопоставленными государственными чиновниками и одинокими больными стариками, социальными работниками и их подопечными, находящимися в состоянии "шока абсорбции" новичками и благополучными старожилами, приехавшими в страну десять-двадцать пять лет назад. Мы встречали людей, вспоминающих Советский Союз как кошмарный сон и не имеющих никакого желания съездить в Россию даже в гости ("Нет, уж лучше Вы к нам). И видели "олимов", тоскующих по березке в их дворе на "доисторической" Родине, не принимающих израильских порядков и не изучающих иврит, пренебрежительно относящихся к "пейсатым" и "марокканцам" и без видимого удовольствия пользующихся всеми благами, предоставляемыми им Израилем.

     Как положено, на семинаре была и культурная программа. Нас возили по Иерусалиму, показали молодой красивый Тель-Авив и древнюю Яффу, водили в пятницу вечером в Старый Город (исторический центр Иерусалима) и к Стене Плача (остатки стены второго Храма, разрушенного римлянами две тысячи лет назад).

     Незабываемой была экскурсия в ЯД ВАШЕМ (музей Катастрофы), где собрано огромное число материалов, касающихся трагедии европейских евреев в тридцатых-сороковых годах нашего века, и где хранятся все известные данные о погибших. Экскурсию проводил доктор исторических наук, бывший москвич, много лет работающий в музее. А в завершение он прочитал нам пронзительное и здесь совершенно неизвестное стихотворение матери Марии (Кузьминой-Караваевой), активно помогавшей спасать евреев в годы второй мировой войны:

     Два треугольника - звезда,

     Щит праотца царя Давида.

     Избрание, а не обида,

     Великий дар, а не беда.

     Пускай же те, на ком печать,

     Печать звезды шестиугольной.

     Научатся душою вольной

     На знак неволи отвечать.

     Израиль, ты опять гоним.

     Но что чужая воля злая,

     Когда тебе в горах Синая

     Вновь отвечает Элохим

     Таких памятников в Израиле много

     После окончания семинара мне посчастливилось (благодаря гостеприимству родственников и старых петрозаводских друзей) еще три недели побыть в Израиле: объездить Галилею и Голаны, поблаженствовать на пляжах Средиземного и Мертвого морей, искупаться в единственном в стране пресноводном озере Кинерет, побродить по иерусалимским улицам, а главное - пообщаться с близкими мне людьми, с которыми не виделся уже много лет.

     Михаил Бравый, директор фонда, ХЭСЭД АГАМИМ.


     Наши Новости.

     Религиозную общину посетил Арье Бродкин, член совета Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины, руководитель колеля "Леви Ицхак" и психологической службы С-ПЕРО. Арье также курирует несколько религиозных программ в Петербурге и Новгороде. У нас он провел два занятия по ТОРЕ и комментариям к ней. Завязалась непринужденная дискуссия, показавшая заинтересованность участников в подобных встречах. Было высказано пожелание, чтобы это превратилось в постоянно действующий семинар - тогда можно было бы разработать программу, рассчитанную на систематическое изучение еврейских источников. Арье пообещал поддержку этой идее.

     Большой интерес вызвала возможность учебы в московских вузах еврейских девушек, желающих совмещать это с традиционным еврейским образованием. Такая возможность представилась впервые. Для тестирования абитуриенток к нам приезжал заместитель директора Еврейского педагогического колледжа "Махон Хая Мушка" Диниил Фурман. Было много волнений, особенно у мам, что естественно: "идише мама" - это особый мир. Будем ждать результатов.


     Наши Новости.

     2 Ава (15 июля) исполняется три года с момента MATАН ТОРА - Дарования ТОРЫ нашей общине, подаренной нам общиной Дитрих-Бонхоффер-Кирхе из Тюбингена. Эта торжественная церемония состоялась в Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга, лейтмотивом которой стала фраза "нес гадоль хая по" - "чудо великое свершилось здесь". Благодаря этому у нас появилась синагога и именно с этого момента мы можем называться Общиной (Интересно, что в Петрозаводске в начале века было пять Свитков Торы. Судьба их не известна).


     Наши Новости.

     С ознакомительным визитом в нашей общине побывал новый директор Санкт-Петербургского ДЖОЙНТ господин Иосиф Рабин. Его сопровождали нынешний директор д-р Арон Вайс и Рита Гутина, координатор благотворительных программ, так много делающая для благополучия нашей общины. Иосиф Рабин познакомился с председателем Хэсэда Агамим Юрием Рыбаком, директором Хэсэда Михаилом Бравым, председателем религиозной общины и заместителем председателя общества Шалом Дмитрием Цвибелем, руководителем молодежной секции Владом Мишиным.

     Наши высокие гости приняли участие в очень интересной встрече в Хэсэде, где были показаны старые фотографии петрозаводских фотографов начала века Роскина и Юргенсона. Было решено создать свой архив фотографий и документов из личных собраний; встретились с молодежью в обществе Шалом; посетили еврейское кладбище и ознакомились с городом; совершили экскурсию на водопад Кивач. Состоялись обстоятельные беседы с лидерами общины, обсуждены перспективы и формы дальнейшего сотрудничества, намечен ряд мероприятий.


     Наши Новости.

     По приглашению Еврейского Агентства в России Петрозаводск посетили представители Министерства здравоохранения Израиля Амин Шанон и Лев Гринберг. Они познакомились с работой Детской республиканской больницы и дали высокую оценку уровню лечения детей. Они были шокированы той мизерной зарплатой, которую получает медперсонал. Состоялась их встреча с врачами евреями, на которой они рассказали о состоянии медицины в Израиле, о трудоустройстве врачей-репатриантов, ответили на многочисленные вопросы.


     Из еврейской поэзии

     Хаим Нахман Бялик

     В пришлом номере 6ыл перепечатан перевод двух стихотворений великого еврейского поэта Хиима Нахмапа Бялика. Пророческая мощь его сильнее всего слышится в поэмах. Поэма "Свиток, о пламени" имеет такой подзаголовок:

     "Из сказаний о разрушении второго храма".

     Вот первая глава этой поэмы.

     Всю ночь оно пылало, воздымая ввысь над горою храма языки огня. С высот опаленного неба брызгали звезды ливнем искрометным наземь. Или Господь Свой трон небесный и Свои венец вдребезги раздробил?

     Обрывки красных туч, перегруженных кровью с огнем, скиталися в просторах ночи, неся по далеким горам скорбную весть о гневе Бога мщении и о Его ярости возглашая скалам пустынь. Не Свою ли порфиру разодрал Адонай, и по ветрам клочья развеял?

     И великий ужас был на дальних горах, и дрожь объяла хмурые скалы пустынь: Бог отмщении Иегова, Бог отмщении воссиял! И вот Он, Бог отмщении, в дивной славе Своей, покойный, грозный, восседит на пылающем троне, в сердце моря пламени, облачен в пурпур огня, и угли раскаленные - подножье стопам Его. Кругом в безумной скачке, в бешеной пляске вьются языки. Над головой Его шипит пожар и со свистом засасывает, жадный, пространства мира. Спокоен и грозен сидит Он, мышцы Его скрещены, и от взоров очей ширится пламя и выше вздымаются костры от мания ресницы.

     Пойте Богу песнь пламени, о буйный хоровод огненного радения!

     А теперь приведу два отрывка из второй главы поэмы.

     Когда

     засверкала заря на горных высях

     и по долинам лег белесый пар,

     тогда смирилось море пыланий,

     и земля поглотила языки

     от обожженной Божией святыни

     на горе храма.

     И гимны заре сменились безмолвной песнью горя, беззвучно-внятной жалобой. И молча отвернулись и плакали они, каждый ангел один со своей душою, и весь мир с ними плакал в тишине.

     И некий вздох, беззвучный, но глубокий, со дна земли поднялся и разнесся и разбился в безмолвии рыданья. То разбилось, разбилось сердце мира, и невмочь стало Господу крепиться, и очнулся Господь, и львиным ревом возревел, и всплеснул руками в боли - и поднялась Шехина с пепелища и сокрылась в загадочности Тайн...

     Перевод В. Жаботинского

     Иосиф Гин


     ТАНЦУЕТ "АВИВ"

     На праздновании годовщины Хэсэда в январе состоялся дебют ансамбля танца "Авив" (Весна). Зрители тепло приняли "Хору Хадеру", "Благословенную песню" и сразу завоевавший симпатии "Киевский трамвай". В составе ансамбля тогда было восемь любителей еврейского танца. Прошло пять месяцев. Благодаря руководителю коллектива Наталье Кузьменко, ее мастерству, обаянию, необыкновенному трудолюбию, преданности делу, прекрасный мир танца и музыки привлек в свои ряды людей разных возрастов (от 6 до 70) и профессий. Сегодня в ансамбле более двадцати человек и число желающих танцевать с каждым днем увеличивается.

      Уникальность "Авива" в том, что в нем танцуют семьями: семья Каплан представлена Яной и. Ольгой с двумя сыновьями - Яшей и Данилом; солистом коллектива является Гриша Фактор, а рядом с ним сын Игорь, дочь Эмма и две очаровательные внучки Саша и Галя; вместе танцуют мама и сын Спартак. Вот так танцевальный коллектив превратился в дружную добрую еврейскую семью. В ней все находят радость общения, живут одними радостями и огорчениями, поддерживают и нуждаются друг в друге. А это так необходимо в жизни каждому из нас.

     2 июня в Центре национальных культур состоялся концерт - первый творческий отчет танцевального коллектива. В переполненном зале зрители тепло и заинтересованно воспринимали каждый номер программы. Каждый танец превращался в небольшой спектакль - сценку из еврейской жизни, рассказ о еврейской судьбе, национальных чертах и обычаях. Название танцев подтвеждает это: "Еврейское счастье", "Еврейский портной", "Хава стаккато", "Прогулка по Израилю" и др.

     Великолепным украшением танцевальной программы явилось участие в концерте Ольги Роненсон с исполнением еврейских народных и современных песен (концертмейстер Людмила Гринберг), органично влившихся в общую программу. Первый творческий отчет состоялся. А у Наташи Кузьменко -новые задумки. Несмотря на начавшийся летний сезон отпусков и каникул, по-прежнему идут репетиции, готовится новая программа, сюрпризы для зрителей. Какие? Пока это секрет. А танцевальный коллектив готов делиться своим искусством, творческим вдохновением и задором со своим зрителем.

     Ася Новицкая



Редакция выражает глубокую благодарность ансамблю «АВИВ»
за пожертвование в фонд газеты выручки с концерта


НАШ КАЛЕНДАРЬ

Период с 17 Тамуза по 9 Ава называется Бейн hамецарим - «в теснинах». В это время не женятся, не слушают музыку, не стригутся, а с 1 Ава вступают в силу дополнительные ограничения: не едят мяса, не пьют вино, не надевают новой одежды.
9 Ава — самый трагичный день еврейского календаря, день полного поста (с вечера 21 до вечера 22 июля). В этот день случилось много бед в жизни евреев:
Вс-вышний, да будет благословенно Его Имя, объявил, что не войдут в Землю
Обетованную, вышедшие из Египта старше 20 лет; были разрушены оба Храма (586 г. до н.э., 70 г.); был распахан Иерусалим (129 г.); пала крепость Бейтар - последний оплот восставших против римлян под предводительством Бар-Кохбы (135 г.); началось изгнание евреев из Англии (1290 г.), Франции (1306 г.), Испании (1492 г.).
Вечером в начале поста читают книгу Эйха (плач пророка Ирмеягу), а утром - Кинот - элегии, оплакивающие разрушение Храма.
Но в этот же день родится Машиах, будет построен Третий Храм и тогда это будут дни радости и веселья.
Бен Гирш



НАША КУХНЯ

БОРЩ ХОЛОДНЫЙ КРАСНЫЙ

400 г свеклы, 600 г картофеля, 1 луковица, 1,5 чл. сахара, 4 чл. уксуса, 2 чл. соли, огурцы, яйца, зелёный лук, сметана.

Нашинкованную свеклу залейте горячей водой, добавьте соль и уксус и доведите до кипения; отлейте половину отвара в отдельную посуду, а в остальном доварите свеклу до готовности. Положите нарезанный кубиками лук, картофель и варите 20 мин. Охладите и влейте холодный отвар, который сделали раньше, положите сахар, разлейте по тарелкам борщ и при подаче в каждую тарелку добавьте огурцы, зелёный лук, рубленные крутые яйца и сметану.


 

ЕСЛИ УРОНИШЬ ЗОЛОТО И КНИГУ,
ПОДНИМИ СПЕРВА КНИГУ.

ПОСЛОВИЦА



ХЭСЭД АГАМИМ
поздравляет с юбилеем

ЦЕГЕЛЬНИЦКУКЮ Эсфирь Вениаминовну

MA3Л ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!





--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Hosted by uCoz