--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --


Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

НОМЕР 14


Атмосфера любви

Есть события, определяющие дальнейшую жизнь на многие годы вперед. Таким событием, как нам видится, явился визит делегации нашей общины - Юрия Рыбака, Михаила Бравого, Дмитрия Цвибеля - в Тюбинген, состоявшийся с 7 по 16 июля. Еще многое надо осмыслить, над чем-то задуматься, в чем-то разобраться, но уже сейчас ясно: дан мощный импульс для развития еврейской общины Петрозаводска. Эти десять дней
вместили в себя много событий: встречи, дискуссии, знакомства, приемы, службы в синагоге Штутгарта и общине Дитрих-Бонхоффер-Кирхе, семинар, участие в Днях Тюбингена и даже прогулка по королевскому лесу с шашлыками и русской водкой под проливным дождем!
Мы встретились с Хартмутом Мецкером - руководителем «Денкендорфского круга», организовавшего Неделю Торы в Петрозаводске в прошлом году, и выразили ему нашу глубокую признательность. Трогательная встреча состоялась с экс - обербургомистром Ойгеном Шмидом, который принимал участие в налаживании связей между нашей общиной и Тюбингеном, а во время своего пребывания в Петрозаводске в прошлом году посетил нашу синагогу. Он с благодарностью принял подарок - салфетку для халы, привезенную специально для него из Иерусалима. Состоялось знакомство и с новым обербургомистром г-жой Бригитте Русс-Шерер. Мы договорились о встрече во время ее предстоящего ознакомительного визита в Петрозаводск.
С большой заинтересованностью мы были приняты в «Немецком институте врачебной миссии», ведущем огромную работу по оказанию помощи лекарственными средствами нуждающимся во всем мире. Мы ознакомили руководителя института
д-р Бенна с нашими проблемами и договорились о практическом сотрудничестве.
Работник института д-р Кинцле, недавно переселившийся из России, познакомил нас с клиникой института. Тут же нам были предоставлены медикаменты, которые мы и привезли с собой.
Интересной была и встреча с нашим земляком Яковом Рывкиным. Вместе с сердечным приветом всем, кто его помнит, Яков передал большую партию лекарственных препаратов.
И все же главным были встречи с друзьями: Паулем Целлером, Михаэлем Фолькманом и всеми теми, кто отдает так много тепла своего сердца нашим взаимоотношениям. Это удивительное чувство: когда покидаешь свой дом, едешь тысячи километров и приезжаешь ...домой! Мы погрузились в атмосферу искренности, взаимопонимания, любви. Откровенные разговоры, стремление понять причину наших проблем, горячее желание помочь - все это оставляет неизгладимое впечатление.
И дело здесь не только в гостеприимстве. Все гораздо глубже. Мы в этом смогли убедиться много раз. В небольшом городке Эбенхаузе недалеко от Тюбингена создан еврейский музей, расположившийся в бывшей церкви. Его создатель - священник д-р Купплер преподает в немецкой школе (!) еврейскую историю и традицию. Он сам изготовил макет синагоги, чтобы наглядно показать детям службу и всю атрибутику. Г-н Купплер рассказал нам об истории евреев городка, их вкладе в его развитие, их трагедии. Нет, не рассказал - это была песнь! И звук шофара, как плач, разнесся под сводами.

Плачь - и удалится
освобожденная тяжесть страха.
Две бабочки держат
небесный свод над тобой,
и слезы твои растворятся:
страх исчез в сиянии света.


Нелли Закс
(немецкая еврейская поэтесса, 1891-1970)


Местная газета опубликовала интервью с нами и поместила снимок проекта синагоги для Петрозаводска (дипломная работа Романа Шнайдермана - прекрасный подарок нашей общине), указав телефон, по которому можно связаться для пожертвования на ее строительство. И Михаэль Фолькман передал нам собранные за это время деньги! Мы были на месте сожженной в пресловутую Хрустальную ночь синагоги, где на собранные жителями Тюбингена средства в этом году будет поставлен памятник. А таксист, подвозивший нас на автобусную станцию, не взял плату, сказав, что это подарок нам!
И лишь вернувшись в родной город, мы увидели на улицах ...фашистов!
(Нет, я не оговорился).
Центральным событием визита стал совместный с общиной Дитрих-Бонхоффер-Кирхе семинар, на котором Михаэль Фолькман провел интереснейшее занятие по молитве «ШМА ИСРАЭЛЬ» с разбором ее значения, толкованием и классическими еврейскими комментариями к ней. С нашей стороны я имел честь прочитать доклад «Горький дым
Холокоста», вызвавший жаркую дискуссию. И здесь просто блистательно проявила себя Светлана Виноградова, наша переводчица, которая сумела в очень трудном материале не потерять темпа, не затушить огонь.
А потом на ужине в теплом гостеприимном доме у Агнес и Пауля Целлера, после тостов за все прекрасное, пастор Михаэль Фолькман взял кларнет, я - глава еврейской религиозной общины сел за рояль, и полилась музыка Шуберта, Моцарта, Мендельсона, Баха, Рубинштейна, наполнившая сердца чем-то, что невозможно выразить! И я подумал: вот модель взаимоотношений различных религий - кларнет должен играть как кларнет,
рояль - как рояль, а вместе мы составляем дуэт. И если к нам присоединятся другие,
получится симфонический оркестр, с его неограниченными возможностями!
Итак, визит состоялся. В чем его значение? Мне кажется, в первую очередь, в осознании того, что лишь так, глаза в глаза, уста в уста, от сердца к сердцу, можно достигнуть понимания между людьми. Людей, ощутивших тепло другого человека, никакие политики не смогут натравить друг на друга. И еще. Одними продовольственными посылками не вылечить недуг России - тут нужна долговременная программа просвещения, образования, воспитания. В конце концов, сытое животное остается животным. Надо уметь учиться у прошлого. «Кто умен? Кто учится у каждого» - эта мудрость из трактата Авот. Попробуем усвоить это.

Дмитрий Цвибель



Выражаем сердечную благодарность Урсуле Кольб и Дорис Бауш
За пожертвование в фонд газеты.


Горький дым Холокоста


ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ

Хаим Нахман Бялик

Мы привыкли, что Хаим Нахман Бялик - это поэт-пророк что его громокипящие поэмы и стихотворения потрясают наши души своей мощью и силой духа. Но не будем забывать и то, что наш великий поэт бывает и проникновеннейшим лириком. Три стихотворения, с которыми в этот раз мы вас знакомим, имеют общий заголовок «Из народных песен» и были написаны в 1906 году.

ИЗ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Между Тигром и Евфратом,
На пригорке, на горбатом,
В листьях пальмы, вся
блистая,
Княжит пава золотая.

Я взмолилась златокрылой:
Ты сыщи мне, где мой
милый!
Подхвати его на месте
И, связав, умчи к невесте.

А не свяжешь, или нечем, -
Кликни зовом человечьим
И скажи... А что - не знаю...
Ты скажи, что я сгораю.

Скажешь: сад расцвел
богато,
И зарделся плод граната-
Но замки-ворота целы,
И не сорван плод созрелый.

Скажешь: ночью я часами
Плачу горькими слезами
И мечусь, полунагая,
Покрывала обжигая.

А нейдет - тогда шепни ты:
Сундуки мои набиты-
Шелк, сорочки, одеяла-
Я сама их вышивала...

И перина пуховая,
Что сготовила родная
За недоспанные ночки
К ложу брачному для дочки...

И, запрятана глубоко,
Ждёт фата поры до срока-
Всё по счёту, я готова, -
Что ж не видно дорогого?

***

Чудо - дива, птица рая,
Молвит пава золотая:
«Полечу во мраке ночи,
И раскрою другу очи.

В грезе образ твой навею,
В сердце зов запечатлею:
Он проснётся, хвать метёлку
И верхом - в твою светёлку».

«Я примчался издалека,
Радость жизни, светоч ока,
И хочу не шёлк прозрачный,
Но любовь в подарок брачный.

Что мне в роскоши наряда!
Шёлка - бархата не надо:
Твои косы - шёлк прекрасный,
Твоя грудь - как пух атласный.
И за мной большое вено:
Чуб - и море по колено.
Выходи ж на встречу друга,
Нареченная супруга...»

***

Вот и ночь. Туман пронзая,
Взмыла пава золотая,
Взмыла к небу и пропала-
И обета не сдержала.

И с утра до темной ночи
Подымаю к тучам очи:
Тучки, белые туманы,
Где же милый мой желанный?
Перевод В. Жаботинского
Иосиф Гин


Из еврейского юмора

Уважаемый читатель! Перед Вами перевод с немецкого веселых историй, баек, шуток, поговорок, анекдотов евреев из Восточной Европы. Это не анекдоты о евреях или
еврейском народе, а здесь перед Вами предстает сам народ в том виде, в каком он был в прошлом веке.
Эта подборка включает в себя фольклор еврейского народа, который волей судьбы и истории оказался в Австро-Венгрии, Польше, Украине, Белоруссии, России.
Героями многих Веселых историй выступают раввины, хасиды, цадики. Они часто высмеивают псевдоученость талмудистов, их казуистику, псевдонабожность раввинов, их сверхзнания». Шутки, анекдоты, веселые байки всегда опираются в своем существе во всех своих вариантах и во все времена на ум народа, его жизнестойкость, мудрость предков, их веру в будущее, их оптимизм.


• Контролер скорого поезда: «Вы едете в курьерском поезде, однако билет у вас на пассажирский. Вам нужно сделать доплату».
Ицик в ответ: «Зачем? Поезжайте медленнее. Я никуда не тороплюсь!»

• Два еврея в купе поезда. «Ой, ой» - вздыхает один. «Ой, ой, ой» - вторит его сосед. Первый второму: «Послушайте. Может быть мы прекратим говорить о политике?»

• Как-то один хасид похвастал: «Наш рабби держит пост от Субботы до Субботы!»
«Ну да, вот и врешь!» - возражают ему. «Мы видели, как рабби ел однажды посреди недели». «Все верно, это он сделал от скромности, чтобы никто не заметил, что он
постится».

• Раввин Дубно рекомендовал одного молодого человека раввином в одно небольшое местечко, в письменной рекомендации было написано: «Он, т. е. кандидат, что Моисей,
что царь Соломон, что твой Аристотель!» Вскоре выяснилось, что кандидат - неуч, легкомысленный человек и ничтожный оратор. Разочарованная община попеняла раввину из Дубно, на что тот резонно ответил: «Он заикается, как Моисей, любит женщин, как царь Соломон, и понятия не имеет о том, что такое древнееврейский, подобно Аристотелю».

• Бедняк, стоя перед памятником барону Ротшильду, восхищенно: «Живут же люди!»

• Когда хоронили барона Ротшильда, в похоронной процессии затесался затруханный еврей, который плакал горькими слезами. Его сосед спросил: «Вы родственник усопшего?» Тот, рыдая: «Нет, потому и плачу!»

• «Умер Коппель. Ты пойдешь на похороны?» В ответ: «С какой стати! Разве он явится на мое погребение?»

• Тетя Сара - позор всей семьи, умерла. Раввин говорит речь на кладбище, хваля скромность, добродушие, сдержанность, целомудренность умершей. Тогда дядя Мориц сказал племяннику: «Пошли отсюда, мы не туда попали!»

• Еврей стоит на коленях у могилы и громко плачет. «И зачем же ты так рано умер?» «О ком это он?» - спросил прохожий смотрителя на кладбище. «О первом муже своей жены».

• Два еврея из Украины приехали в Берлин. С удивлением услышали они, как говорят люди на улице, и тогда сказал один другому; «Послушай, Хаим, как эти чудаки извратили наш язык».

• К 100-летию со дня рождения Адама Мицкевича было решено присвоить его имя одной улице в местечке. Собрались отцы городка, чтобы принять решение о присвоении имени польского национального поэта, и рабби обратился к ним с напутственным словом: «Итак, я благословляю всех на это, чтобы дать нашей главной улице имя Адама... Адама...» Взглянув с мольбой о помощи, он обратился к своему секретарю с фразой «Послушай,
как зовут этого гоя?»

• Вольнодумец обратился к одному талмудисту с вопросом о том, что он думает о мысли Спинозы: «Человек не выше, чем животные и звери». «Если это так», - ответил талмудист,— «тогда объясните мне, почему в мире животных нет своего Спинозы?»

• Город Новый Орлеан. В вагоне трамвая сидит негр и читает газету на идиш. Еврей хлопает его по плечу: «Послушайте! Вам мало что ли, что Вы - негр?»
Перевел с немецкого Эрнест Цыпкнн


НАШ КАЛЕНДАРЬ

Элуль - последний месяц еврейского календаря перед РОШ ha-ШАНА (новым годом). 1 Элуля Моше-рабейну поднялся на гору Синай для получения новых Скрижалей вместо разбитых им при виде поклонения народа Золотому тельцу. Он провел там 40 дней, а народ раскаяньем заслужил прощения Вс-вышнего, которое было возвещено в ЙОМ КИПУР. С тех пор Элуль - это месяц тшувы (раскаянья), когда можно исправить то нехорошее, что было в течение этого года. Каждый день перед восходом солнца читают слихот - молитвы с просьбой простить прегрешения. В синагогах трубят в шофар, напоминая о необходимости раскаяться перед Вс-вышним, да будет благословенно Его Имя, и уладить все разногласия между людьми.
18 Элуля 1698 года родился Исраэль Бавл Шем Тов (Бешт) - основоположник хасидизма. И в этот же день 1745 года родился первый Ребе Хабада рабби Шнеур-Залман из Ляд.
Бен Гирш


НАША КУХНЯ


ПИКАНТНОЕ БЛЮДО

Очистить от кожуры несколько картофелин, нарезать квадратиками и, не посолив, поджарить во фритюре. Затем добавить к картофелю 2 ст. ложки томатного пюре, толченый чеснок по вкусу, нарезанный кружочками стручок горького перца, немного воды, кусочек сахара, соль, специи и протушить. Под конец залить кушанье, не размешивая, взбитыми яйцами.

КАРП С УКРОПОМ, ЗАПЕЧЕННЫЙ В ДУХОВКЕ

Карпа средней величины очистить, выпотрошить, промыть, удалить кости, посолить, посыпать черным перцем, положить на толсто смазанный сливочным маслом противень. Пучок укропа мелко нарезать, перемешать с растопленным сливочным маслом или сметаной и залить этой смесью карпа, посыпать его толчеными сухарями, тертым сыром и поставить в горячую духовку. Жарить около 20-30минут. На гарнир дать отварной картофель и салат из сырых овощей.



МУДРЕЦ ЗНАЕТ, ЧТО ГОВОРИТ;
ГЛУПЕЦ ГОВОРИТ ЧТО ЗНАЕТ.
ИУДА ЛАЗЕРОВ

 

ХЭСЭД АГАМИМ
поздравляет с юбилеем

ЗИНОВЬЕВУ Любовь Соломоновну
САНФИРОВУ Клару Максовну
КЛЕЙН Евгению Никодимовну
КАЗАНСКОГО Феликса Исааковича
ХЕЙФЕЦА Израиля Григорьевича

МАЗЛ ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!



--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Hosted by uCoz