--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --


Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

НОМЕР




--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --


ИСКУССТВО ОТДАВАТЬ

Дни, проведенные в г. Тюбингене с 7 по 16 июля по приглашению общины Дитрих-Бонхоффер-Кирхе оставили яркий след в развитии наших отношений
с немецкими друзьями. Вся многогранность этой поездки, важность ее для нашей общины была отражена в статье Дмитрия Цвибеля («О. В.» № 14). Должен признаться, что перспектива общения с немцами на правах гостя вызывала у меня противоречивые чувства. Однако, искренность и неподдельная радость, с которой нас принимали, растопили лед предубеждения. Незабываемым было то деликатное, бережное отношение к еврейскому наследию, проявившееся во время диспута с членами общины, как и весь строй нашего диалога, далекий от привычного нам миссионерского со стороны христиан по отношению к евреям. Все переплетения, все конфликты и противоречия иудаизма и христианства, оказывается, могут быть не только источником для обоюдных нападок, но и отправной точкой для терпеливого поиска взаимопонимания. Можно сказать, что этот визит подарил нам очень приятное ощущение причастности к обнадеживающему перелому, изменению тона в отношении христиан к евреям, иудаизму и во взаимоотношениях двух религий в целом. Эта тема, я думаю, ждет своего развития на собраниях в нашей синагоге и на семинарах Иосифа Гина в воскресной школе не только в силу своей увлекательности, но и большой актуальности. Всем нам известно, как часто она всплывает в наших разговорах в связи с изменениями, происходящими в стране и обществе.
В этой заметке мне хотелось бы остановиться на вопросах на первый взгляд гораздо более приземленных. Мы, представители возрождающейся общины, невольно наблюдая в течение этих дней за жизнью зрелой общины наших гостеприимных хозяев, поняли, что нам есть что перенять у них, есть что себе напомнить. Тем более, что речь идет о еврейских ценностях, о лучших образцах общинной жизни, заимствованных христианами из иудаизма.
Мне не забудется тот такт, с которым нам вручали пожертвования от общины и частных лиц, и просветленные лица людей, уходивших со службы, на которой были собраны немалые средства для нашей общины. Было так очевидно, что люди не только выполняют свой нравственный долг, но и получают большое удовольствие, жертвуя на благотворительность. Действительно, деньги могут приносить удовольствие не только в магазине.
Еврейской традицией предусмотрено многое для того, чтобы пожертвования приносили и удовлетворение и удовольствие: пожертвование в праздничные дни и дни годовщин умерших родных (Йорцайт), входящие в ритуал поминовения. Произнося в присутствии собравшихся в синагоге евреев слова древних поминальных молитв «Изкор» и «Азкара» (пусть часто в русской транслитерации), мы вспоминаем наших близких, просим хорошего для них на небе и обещаем продолжить их добрые дела на земле - пожертвовать на благотворительность. Эти простые и понятные каждому вне зависимости от степени религиозности чувства воплощаются в прекрасное торжественное действие, достойное памяти наших близких. Этот обряд, совершающийся евреями из поколения в поколение, радует души ушедших и вносит покой в наши. На Хануку мы можем доставить себе удовольствие, делая подарки детям (и не обязательно только своим). В Пурим - посылая традиционные «мишлоах манот», «шалохмонэс» (подарки из кушаний и напитков) знакомым евреям. Благотворительность очищает нас, уменьшая присущее каждому чувство вины, в Дни раскаяния в Йом-Кипур.
Мне кажется уместным вспомнить в этой связи восьмиступенчатую иерархию для оценки цдаки: каждая следующая ступень ниже предыдущей. Прежде всего, существует высший тип благотворительности - дать человеку, находящемуся в бедственном положении, взаймы на льготных условиях, открыть с ним дело на паях или просто найти ему работу таким образом он сможет быстро встать на ноги и начать сам зарабатывать себе на жизнь. Но если уж речь идет о чистой благотворительности, то наилучшая ее разновидность- это когда подающий и принимающий остаются неизвестными друг для друга. Следующим идет денежное пожертвование в благотворительный фонд общины. Дальше - случаи, когда благотворитель знает, кому он дает, в то время как получающий остается в неведении. Затем - противоположный вариант. Так в Талмуде - трактат Ктубот, 676 - говорится об учителях Торы, которые завязывали монетки в узелки из полотняной материи и швыряли, не глядя, себе за спину, чтобы бедняки могли их подбирать, не чувствуя при этом стыда. Есть еще четыре ступени: когда подают бедняку, не дожидаясь, пока он попросит; когда подают только после того, как поступило прошение; когда подают меньше, чем следовало бы, но выказывают при этом доброе расположение, и, наконец, на самой нижней ступени находится тот, кто подает ворча и с неохотой (Йод Матнот Аниим, 10:1-14).
Само слово «цдака» происходит от ивритского «цедек» (справедливость), но обычно переводится как «благотворительность». Совершение справедливых поступков - основное правило иудаизма. Талмуд учит: «Ццака равна всем другим заповедям, взятым вместе» (Бава батра, 96). С точки зрения иудаизма, дающий деньги на цдаку поступает справедливо, не дающий - несправедливо. Еврейское право рассматривает такое отсутствие справедливости не только как моральную низость, но и как нарушение закона. Известные истории самоуправляющиеся еврейские общины определяли размер цдаки так же, как теперь государство определяет размер налогов.
Как справедливо заметил самый влиятельный еврейский мыслитель средневековья Рамбам (Раби Моше бен Маймон): «Никто и никогда еще не обнищал от дачи цдаки».
Возвращаясь к нашей поездке, навеянным ею мыслям и сопоставлениям, хочу заметить, что возрождение общины проявляется не только нарастанием активности общинной жизни, но и возрождением нравственных начал еврейской жизни в нашем мировоззрении. И благотворительность - одно из них и даже в какой-то степени показатель зрелости общины и ее членов.

Юрий Рыбак

Председатель фонда ХЭСЭД АГАМИМ

***

Редакция сердечно благодарит
Ульрику и Курта ЗЮТТЕРЛИН
за пожертвования в фонд газеты

***

ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ

Шаул Черниховский (1875-1943)


Шаул Черниховский не похож ни своего современника Хаима Нахмана Бялика. Бялик - выходец из черты оседлости, а Черниховский - из Hовopoccии. Завоеванные у Турции в конце XVIII столетия северное Причерноморье и Крым еще в первых десятилетиях ХIХ веки были мало заселены. Правительство России дo войны 1812 гада начало осваивать эти земли. И в нарушение своих же законов решило здесь поселить и евреев из черты оседлости. Соблазняли евреев тем, что не будут у них брать-хватать мальчиков в кантонисты. Так появились евреи-земледельцы в так называемых еврейско-немецких колониях. Немцев же из Поволжья пригласили в каждое село по несколько семей, чтобы научили местечковых евреев пахать землю. Я этим всем интересовался, так как со стороны отца я внук еврея-крестьянина, еврея-колониста. Вот в такой примерно среде появился поэт Шаул Черниховский. Да, родился он на юге России, учился в Германии, а умер в Палестине. По профессии - врач, по призванию - поэт. И жаркая южная Украина вошли в его полнокровную, радостную поэзию, в его многочисленные идиллии. Неужели в ХХ веке писались давно забытые идиллии? Да, писались. Их писал Шаул Черниховский по-древнееврейски. Да еще как писал! А переводил их на русский язык Владислав Ходасевич. Вот отрывок из из идиллии «В знойный день».

Таммуза солнце средь неба недвижно стоит, изливая
Света и блеска поток на поля и сады Украины.
Море огня разлилось - и отблески, отсветы, искры
Перебегают вокруг улыбчиво, быстро, воздушно.
Вот - засияли на маке, на крылышках бабочки пестрой...
Там комары заплясали над зеркалом лужицы. С ними
В солнечном блеске танцует стрекоз веселое племя.
В зелень густую листвы и в черные борозды поля-
Всюду проникли лучи; вон там проскользнул по струйке,
Что с лепетаньем проворным бежит по земле золотистой.
Луч ни один не вернулся туда, откуда пришел он,
И ни за что не вернется. Так шаловливые дети
Мчатся от матери прочь - прячутся; их не сыщешь.
Поле впитало в себя осколки разбрызганных светов,
Бережно спрятало их в плодоносное, теплое лоно.
Завязи, почки, побеги впитали их в клеточки жадно,
После ж, когда миновала пора изумрудная листьев,
Поле и нива наружу извергли хранимые светы;
Луч поднялся из земли, и зернами сделались искры,-
Зернами ржи усатой, налившейся грузно пшеницы
И ячменя.
И всплеснулось золото нижнее к небу,
С золотом верхним слилось,- и со светами встретились светы.

1904

Стихотворение «В горах» состоит из двух частей. Это вторая его часть.

Туда, где голос-чародей
Тебя зовет: приди, владей!
Где высь лобзает гребни гор;
Где беспределен кругозор,
Где у денницы ярче взор,
Где тьмой повит безмолвный бор.
И выше! Там еще вольней,
Там храм весь в пламени огней.
Да не страшит тебя закат,
Не леденит извечный хлад!
Во имя Господа иди
И место дивное найди,
Где сердце дрогнет, как струна,
Где смерть величия полна...
Перевод О. Румера
Иосиф ГИН


ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ...

Уходящее лето 1999 г. оказалось для меня богатым на командировки в страны Европы. В течение июня-августа я побывал в Финляндии, Швеции, Венгрии и Польше. Но обо всем по порядку.
С 17 по 24 июня состоялся Летний Университет в г. Умео - нашем шведском побратиме. Тема курса: «Методика преподавания истории». Помимо петрозаводчан среди участников были преподаватели и студенты из Санкт-Петербурга, Мурманска, Москвы и Вильнюса (Литва).
Мой путь в Швецию лежал через территорию Финляндии. Я полагаю, многие жители Карелии неоднократно бывали в Финляндии, но что мы знаем об истории появления евреев в Финляндии?
Первым евреем, о котором известно, что он поселился в 1782 году в финском городе Хамина, был Яков Вейкам (позднее - Вейкканен - на финский манер). В течение автономии Финляндии в составе Российской империи (1809-1917) многие евреи из России поселились в Финляндии в качестве купцов, кустарей или отслуживших кантонистов (солдат в российской армии). Только после 1917 года, когда Финляндия стала независимой, евреи получили полные права как финляндские граждане.
Первый еврейский молитвенный дом был открыт в островной крепости Суоменлинна в 1830 году. Первая синагога была основана в 1870.
На сегодняшний день насчитывается 1350 евреев - членов двух общин- граждан Финляндии. Среди них около 200 евреев, которые приехали в последнее время из стран СНГ. Также около 350 евреев - членов общин проживают вне Финляндии. Приблизительно 100 евреев - не членов общин, проживающих в Финляндии, являются гражданами Израиля или России. Еврейские общины в Финляндии определяются согласно Галахе - части еврейского права, по которой еврей - это тот, кто рожден мамой - еврейкой или прошел гиюр по общеутвержденной процедуре.
В целом, евреи полностью интегрированы в финляндское общество и представлены во всех секторах. Так член еврейской общины Бен Зискович является представителем консервативной партии в Финляндском парламенте.
В отличие от других стран, таких как Германия или Венгрия, евреи Финляндии не считаются национальным меньшинством и представлены в Согласительном совете межэтнических отношений Финляндии. В соответствии с Европейской хартией прав местных и национальных языков, евреи Финляндии имеют право обозначить особый статус языка идиш в Финляндии. Однако этот вопрос остается дискуссионным не только в еврейской общине Финляндии, но и во всех еврейских общинах Северных стран. Остается добавить, что желающие и владеющие идиш, могут познакомиться с богатейшим собранием документов и литературы на этом языке в Библиотеке Хельсинки.
В июле (с 3 по 24) я второй год подряд был приглашен в Центрально-Европейский Университет в Будапешт (Венгрия) под эгидой Фонда Сороса. В этом году название курса звучало так: «Евреи и национализм в современную эру». Директором курса вновь был профессор Еврейского Университета в Иерусалиме Майкл Зильбер, среди других преподавателей - профессора из США, Израиля, Венгрии и Румынии. Помимо лекций по теории национализма, 27 слушателей из 11 стран мира познакомились с особенностями проявления национализма в Венгрии, Россини, Франции, Польше и других странах. Кроме занятий в аудиториях организаторы устроили экскурсии в еврейский квартал Будапешта, в синагогу - первую по величине в Европе и вторую в мире (после синагоги в Нью-Йорке), в еврейский музей, к памятнику Раулю Валленбергу. В следующем году запланирован курс по еврейской философии (М. Бубер, Ф. Розенцвайг и др.).
С 1 по 10 августа состоялся семинар по Холокосту в Польше. Первая часть семинара (1-2 августа) прошла в Санкт-Петербурге, вторая (3-10 августа) в Польше. На семинаре собрались 14 директоров еврейских школ, историков, философов, искусствоведов, которые занимаются исследованиями в области Холокоста. Среди прочих докладов мною были прочитаны два сообщения о жизни евреев в Польше в межвоенный период и о Холокосте в Польше. Семинар в Польше включал в себя посещение еврейского кладбища в Варшаве, Варшавского гетто, гетто в Кракове и Люблине, еврейских местечек Коцк и Тикоцин, синагог, еврейского театра Варшавы и, конечно, лагерей уничтожения в Треблинке, Майданеке и Освенциме. Даже для взрослых подготовленных людей, которые профессионально занимаются исследованиями различных аспектов Холокоста, увидеть воочию и почувствовать себя на месте заключенных в бараках, побывать в газовых камерах и около печей - было настоящим шоком. Наша группа возложила венок к памятнику жертвам геноцида в Освенциме, был прочитан кадиш и каждый из нас повторил: «Никогда больше!»
Хочу поблагодарить за приглашение на этот семинар автора идеи проведения подобной учебной поездки д-ра Арона Вайса, а также сотрудников «Джойнта»-Санкт-Петербург, которые непосредственно отвечали за административные и технические детали семинара - Риту Гутину и Семена Парижского. После окончания семинара участники единодушно высказались за необходимость подобного рода поездок для детей, обсудили формы и методы подачи материала для подростков.

Владислав Мишин



Дорогие друзья! В результате взлома и ограбления офиса нашей общине и синагоге нанесен ущерб на сумму около трех тысяч долларов. Мы обращаемся к Вам за помощью.
Наш адрес: 185034 г. Петрозаводск, а/я 1449. Тел. (814-2) 520-200, 77-39-38,
е-mail: talit@karelia.ru

 


С окончанием летних каникул возобновляются традиционные встречи Шаббата в Молодежном клубе Петрозаводска. Каждую пятницу в 19.00 вас ждут в помещении ПОЕК «Шалом».
Приходите, Вам будут всегда рады!



Во время визита делегации нашей общины в Тюбингем нас угостили очень вкусным тортом. Рецепт этого торта с пожеланием всего наилучшего в новом году дарит Вам, уважаемые читатели, Розмари Лоренц.

ЯБЛОЧНЫЙ ТОРТ


Ингредиенты:
бисквит- 0,5кг, яблочный мусс (1 кг яблок, апельсиновый сок, 80 г сахарного песка, немного кальвадоса-яблочной водки), 75 г сахара, 75 г. миндаля, 250 маскарпоне (итальянский сыр), 100 г свежего сыра, 1 пакетик ванилина, 3 ст. ложки сахара, 1 ст.ложка какао, немного кальвадоса.
Подготовка:
1. Сварить яблочный мусс: 1 кг яблок порезать и смешать с небольшим количеством апельсинового сока, добавить корицу, немного кальввдоса и 80 г. сахара, проварить до появления кашицы, варить, помешивая. Остудить, сняв крышку, чтобы избежать лишней влаги.
2. Миндаль в сахаре: растопить 75 г сахара при помешивании до тех пор, пока
сахар не превратится в жидкость золотистого (не коричневого) цвета. Затем
погрузить в нее 75 г миндаля, порезанного тонкими пластинками. Деревянной
ложкой тщательно все перемешать и остудить. Слишком большие кусочки потом
размельчить или разрезать.
3. Крем из маскарпоне: 250 г сыра маскарпоне перемешать со 100 г свежего
сыр, добавить 1 пакетик ванилина и 3 ст. л. сахарного песка, немного
кальвадоса. Все проварить до образования сметанообразной массы.
Приготовление:
Выложить бисквит в прямоугольную форму, полить его кальвадосом (100 мл),
сверху выложить яблочный мусс, затем большую часть засахаренного миндаля.
Сверху выложить крем из сыра. Для украшения использовать остатки
засахаренного миндаля. В качестве другого украшения можно использовать
какао. Готовится за 6-8 часов перед подачей.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!



«Образование есть то, что остается после того,
когда забывается все, чему учили».
Альберт Эйнштейн

А что осталось «после того», можно
проверить 12 сентября в 10 часов
на большом празднике по случаю начала нового
учебного года в школе ЙОМ РИШОН.

ВАС ЖДУТ ПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ!


 

ХЭСЭД АГАМИМ
поздравляет с юбилеем

ГУТМАНА Виталия Моисеевича
ДОЛЬНИКОВА Юрия Борисовича
РОЗЕНГАУЗА Владимира Ильича

МА3Л ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!



Hosted by uCoz