--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --


Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

НОМЕР 18


"Скромный труженик печатного дела"

     26 июля 1905 г. олонецкий губернатор направил министру внутренних дел России представление, в котором просил на-градить фактора Олонецкой губернской типографии мещанина Илью Соломоновича Левина званием личного почетного гражданина. Именно министру внутренних дел предоставлялось право по ходатайству губернских властей награждать таким образом граждан России за особые заслуги. Правда, несколько необычной в этом случае была должность Левина - уж очень она скромная и мало заметная. Но что было совсем необычно, так это личность претендента. Илья Соломонов Левин, как сказано в представлении, - "вероисповедания иудейского". В истории нашего города это первый и единственный случай (включая и советское и постсоветское время).

     Чем же заслужил скромный типографский работник Илья Левин такой почет?

      Приехал он в наш город из Санкт-Петербурга в 1882 г. совсем молодым человеком - был ему 21 год. В Петербурге он жил с родителями. Семья была небогатой и после окончания школы родители отдали его в одну из столичных типографий обучаться наборному мастерству. После трехлетнего обучения в той же типографии четыре года проработал наборщиком. Однако его не удовлетворяли полученные в школе знания. Все свободное время он использовал для самообразования, проводя многие часы в императорской Публичной библиотеке.

     В Петрозаводске Левин был принят на работу в губернскую типографию. И с первых же дней зарекомендовал себя как вы-сокий профессионал и исключительно преданный своему делу работник. Однако не безоблачным было начало его жизни в нашем городе. По документам Илья Левин числился мещанином Виленской губернии Трокского уезда местечка Жосли. А еврей из Жосли, по тогдашним российским законам, в Петрозаводске жить не имел права, если у него не было ремесленного свидетельства. Такого свидетельства Левин не имел. В заключении казенной палаты по его делу было сказано, что "он как наборщик не является ремесленником".

     Попытался Илья Левин причислиться к мещанскому обществу Петрозаводска, но из этого ничего не вышло. Несмотря на то, что общее собрание мещан Петрозаводска, состоявшееся в июне 1883 г., заявило о согласии принять Левина в здешнее мещанское общество, губернские власти не утвердили это решение и постановили выселить его вместе с женой из города.

     Пришлось Илье Левину ехать в Виленскую губернию, добыть там свидетельство на право заниматься шапочным мас-терством, и уже с этим свидетельством на руках он получил право жить в Петрозаводске. Так он и жил здесь, отдавая всего себя работе в типографии, и еще, скорее всего, только для вида, содержал небольшую шапочную мастерскую.

     А в типографии дела его шли весьма успешно. Губернская типография в Петрозаводске была довольно скромным заведением. Здесь печатались местная газета, разного рода официальные документы, сообщения правительства и местного начальства, небольшие частные заказы, изредка книги. Заказы исполнялись медленно. Без конца шли нарекания на качество выполненных работ. С появлением Левина многое начало меняться. Все лучшие и самые ответственные заказы передавались именно ему, и всегда они исполнялись в срок и на высоком уровне. Как тогда отмечали, "он, можно сказать, вложил всю душу в дело губернской типографии, с редкой любовью и самоотверженностью трудился на пользу ее, радовался ее успехам и печаловался постигавшим ее неудачам… Если нужно было что к сроку исполнить, он готов был сутки напролет работать, лишь только сдать во время дело и не вызвать нареканий по адресу излюбленного дела".

     Усердие наборщика было замечено и оценено начальством. По прошествии некоторого времени его назначили сначала метранпажем, а затем фактором губернской типографии. В его обязанность входило распределение работы, он должен был "давать указания и советы", оценивать труд работающих в типографии, готовить счета за выполненные работы, следить за качеством шрифтов, типографских материалов. Все знавшие Левина отмечали, что в типографии он всеми был уважаем, а подчиненные ему рабочие "питали к нему полное доверие и любовь".

     6 декабря 1902 г. Илья Соломонович Левин был награжден серебряной медалью с надписью "За усердие" на Станиславской ленте. А 11 мая 1905 г. на торжестве по случаю 100-летия губернской типографии ее заведующий старший советник губернского правления И. Благовещен-ский в своей речи назвал только две фамилии людей, работавших в типографии за все время ее существования: первого в Петрозаводске "типографщика" Алексея Пирогова, прибывшего сюда в 1805 г. и по существу открывшего здесь типогра-фию, и Ильи Левина. Столь велик был его авторитет. В представлении к награждению Левина званием почетного гражданина губернатор отмечал: "Имея энергич-ный и внимательный надзор за ведением печатного дела, он своими личными трудами, усердием и знанием дела много способствовал к поднятию и усовершенствованию губернской типографии".

     Илья Соломонович Левин был не только высокий профессионал-полиграфист, но и незаурядный журналист. Его корреспонденции печатались в газетах "Биржевые ведомости", "Наборщик" и в других изданиях. Он стал постоянным автором и местной газеты "Олонецкие губернские ведомости". Именно Илья Левин был первым, кто познакомил петрозаводскую читающую публику с жизнью местной еврейской общины и вообще впервые на страницах местной официальной газеты заговорил о петрозаводских евреях. В газете стали систематически печататься статьи и корреспонденции под названиями "Из жизни олонецких евреев", "Из жизни евреев", "Из жизни местных евреев" и др. В них автор рассказывал, как и чем живет еврейская община Петрозаводска. Он впервые в печати заявил о том, что в городе не ведутся метрические книги о евреях и как это обстоятельство негативно сказывается на их судьбах. Многие его статьи посвящены борьбе евреев за официальное признание существования здесь еврейской общины, за право иметь свой молитвенный дом и отправлять богослужения. В его корреспонденциях сообщалось о собраниях прихожан еврейской общины и об обсуждавшихся там вопросах, в том числе об устройстве школы для еврейских детей и о строительстве молитвенного дома, давалась информация о сборе денег на сооружение молитвенного дома, о ходе строительства синагоги и т.д.

     Но не только вопросы еврейской жизни интересовали Илью Соломоновича. От его внимания не ускользали важнейшие исторические и общественные события. Его перу, например, принадлежит обстоятельная рецензия на брошюру "Столетие Олонецкой губернской типографии", вышедшую к юбилею типографии. В двух номерах "Губернских ведомостей" был помещен написанный им отчет о праздничных торжествах, посвященных столетнему юбилею типографии. На страницах газеты печаталось множество его статей и заметок.

     Свои статьи и корреспонденции Илья Соломонович Левин обычно подписывал "И. Левин", чаще "Н. Л-н", иногда "L", а одну из статей он подписал "Иври - Онейхи" ("Я - еврей").

     А почетным гражданином ему не суждено было стать. Пока шла переписка между губернатором и Министерством внутренних дел, Илья Соломонович скончался от обычной в те времена профессиональной болезни наборщиков - чахотки. Произошло это 15 ноября 1905 г. Было ему тогда не более 45 лет. Похоронили Левина 16 ноября за рекой Неглинкой на еврейском кладбище.

     Вышедшая на следующий после похорон день газета поместила большой некролог, в котором, назвав Илью Левина "скромным тружеником печатного дела", писала: "Кто из петрозаводчан, имея дело с губернской типографией, не знал и не ценил этого труженика, готового словом и делом быть полезным". В этой же газете помещено следующее сообщение: "16 ноября предано земле тело фактора Олонецкой губернской типографии Ильи Соломоновича Левина. В 11 часов дня собрались на квартире умершего отдать последний свой долг почившему служащие в губернской типографии, заведующий типографией старший советник губернского правления И.И.Благовещенский, редактор "Губернских ведомостей" и много чиновников губернского правления. После со-вершения обряда по своей религии над покойным вынесли его единоверцы из дому и положили на носилки, а сослуживцы его по типографии несли до кладбища в сопровождении многочисленной толпы. У кладбища единоверцы умершего внесли на свое кладбище и опустили тело в могилу. Причем типографщики пропели "Вечную память". Вечная память тебе, труженик".

     После смерти Левина осталась жена его с девятью детьми, из которых шестеро школьного возраста, а старший сын, как и отец, болен чахоткой, "без всяких средств к существованию". "Из типографских сумм" было выдано вдове 50 рублей на погребение. Просил олонецкий губернатор министра внутренних дел оказать семье "какое-либо от казны денежное пособие в воздаяние заслуг фактора Левина". Но министр денег не нашел. Как сложилась судьба членов семьи Левина, мы, к сожалению не знаем.

     Почти 23 года прожил Илья Соломонович Левин в нашем городе. Своей жизнью и служением делу он оставил добрый след, и не только в истории еврейской общины.

Подготовил: Давид Генделев



В Санкт-Петербурге состоялся семинар ЕАР для повышения квалификации преподавателей ульпанов. В семинаре от Петрозаводска приняла участие Нора Фридман.



Директор ХЭСЭДА АГАМИМ Михаил Бравый и председатель религиозной общины Дмитрий Цвибель посетили Костомукшу для знакомства с общиной города. Они были тепло приняты председателем еврейского общества «ШАБЕС» Павлом Перемитько. После знакомства с городом состоялась встреча с активом общины, на которой обсуждались вопросы сотрудничества. Михаил Бравый рассказал о работе ХЭСЭДА, предложил наладить прямую связь для оказания помощи нуждающимся, дал интервью местной телекомпании. Затем хозяйка дома зажгла свечи, были произнесены благословения, и субботняя атмосфера наполнила гостеприимный дом.



В нашу редакцию поступило сообщение из Иерусалима о том, что раввин Адин Штейнзальц, являющийся духовным наставником евреев СНГ, награжден медалью 850-летия Москвы (которой были удостоены очень немногие иностранцы) «за свой выдающийся вклад в дело взаимообогащения культур и взаимопонимания между народами». Нам это особенно приятно, так как мы сотрудничаем с возглавляемым раввом Штейнзальцем Институтом изучения иудаизма в СНГ. На снимке - Юрий Лужков вручает высокую награду


 

Интересная встреча с Алексеем Красносельским, заведующим отделом культуры при управлении абсорбции муниципалитета Хайфы состоялась в конце ноября по инициативе Еврейского Агентства в России. Тема - «Абсорбция творческих работников в государстве Израиль». Это важная тема, так как значительный процент репатриантов из России именно этой категории, и их профессиональное обустройство в новых условиях проходит далеко не гладко. Причины этого и возможности их преодоления и стали основной темой разговора. И, как всегда, было много вопросов, впрямую не относящихся к заявленной теме. Во встрече принял участие и приехавший к нам вновь посланник по делам репатриации ЕАР Миша Сапожников.



Из Санкт-Петербурга возвратился Михаил Бравый, директор благотворительного фонда ХЭСЭД АГАМИМ, где получил диплом Института социальных и общинных работников им. В. Розенвальда об успешном окончании курсов директоров благотворительных центров. Этот институт является ведущим научным, координационным и учебно-методическим центром по вопросам благотворительности в еврейских общинах СНГ и стран Балтии. Он готовит специалистов для общинной работы, занимается исследованиями в области истории и современного состояния социальной работы, благотворительных программ. Партнерами института являются Петербургский еврейский университет, Университет штата Мичиган (США), Кембриджский университет (Великобритания), Университет им. Бар-Илана (Израиль) и другие организации и учебные центры. Михаил защитил диплом по теме «Индивидуализация благо творительной помощи в ХЭСЭДЕ». Мы поздравляем его и желаем успехов на этом нелегком пути- воссоздания в Петрозаводске подлинной еврейской общины, способной решать самостоятельно все свои проблемы.


ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ

Хаим Бахман Бялик (1873 - 1934)

У этого великого поэта есть стихотворение «Предводителю хори», написанное. В 1915 году и великолепно переведенное Владиславом Ходасевичем. А само название этого стихотворения ним напоминает начальные слова многих песен-псалмов из Книги Хвалений: Ламэнацеах, что и значит Руководителю (хора).
Сколько непобедимой жизни и бьющей через край жизнерадостности в этой бедняцкой пляске у Хаима Нахмана Бялика!

ПРЕДВОДИТЕЛЮ ХОРА

Мупим и Хупим! В литавры! За дело!
Миллай и Гиллай! В свирель задувай!
Скрипка, бойчей, чтоб струна ослабела!
Слышите, черт побери? Не плошай!

Ни мяса, ни рыбы, ни булки, ни хлеба...
Но что нам за дело? Мы пляшем сегодня.
Есть Бог всемогущий, и синее небо-
Сильней топочите во имя Господне!
Весь гнев свой, сердец негасимое пламя,
В неистовой пляске излейте, страдая, -
И пляска взовьется, взрокочет громами,
Грозя всей земле, небеса раздражая.

Ни брюк, ни сапог, ни рубашки - но смейтесь:
Ведь лишняя тяжесть от лишнего платья!
Нагие, босые - орлами вы взвейтесь,
Все выше, все выше, все выше, о братья!
Промчимся грозой, пролетим ураганом
Над морем печалей, над жизнью постылой.
В туфлях, иль без туфель - всем участь одна нам:
Всем песням и пляскам конец - за могилой!

Ни близких, ни друга ни брата, ни сына...
На чье ж ты плечо обопрешься, слабея?
Одни мы... Сольемся же все воедино,
Теснее, теснее, теснее, теснее!
Тесней - чтоб за ногу нога задевала!
Старик в сединах - с чернокудрою девой...
Кружись, хоровод, без конца, без начала,
Налево, направо, - направо, налево.

Ни пяди земли, нет и крова над нами?
Да много ли толку-то в плаче нестройном?
Чай, свет-то широк с четырьмя сторонами!
О, слава Тебе, даровавшие покой нам!
О, слава Тебе, даровавший нам кровлю
Из синего неба - и солнце свечою
Повесивший там... Я Тебя славословлю!
Хвалите же Бога проворной ногою!

Мупим и Хупим! В литавры! За дело!
Миллай и Гиллай! В свирель задувай!
Скрипка, бойчей, чтоб струна ослабела!
Слышите, черт побери? Не плошай!
Иосиф Гин



Прибалтика - далекая и близкая

25-28 октября 1999 года в Риге (Латвия) прошла 3-я Международная конференция «Евреи в меняющемся мире», вызвавшая большой общественный резонанс. Спонсорами
конференции выступили Мемориальный фонд еврейской культуры (Нью-Йорк) и Фонд Сороса Латвия. Почетным президентом был Натан Баркан- главный раввин Риги и Латвии, сопредседателями - профессор Герман Брановер (Израиль) и профессор Рувин Фербер (Латвия).
В течение 3-х дней прозвучали более 50 докладов ученых из Беларуси, Великобритании, Израиля, Латвии, Литвы, Польши, России, Украины и Эстонии. Мне была оказана большая честь выступить с докладом, который завершил конференцию.
Особенностью 3-й конференции явилось то, что все доклады были о выдающихся личностях (раввинах, политиках, врачах, артистах и т. д.), родившихся в странах Балтии. В профессором частности, мое выступление было посвящено гениальному шахматисту, родившемуся в Риге, претенденту на звание чемпиона мира по шахматам в 1920-е годы - Арону Нимцовичу.
Участники конференции посетили синагогу, познакомились с достопримечательностями Риги.
Из Риги мой путь лежал в Вильнюс, где в течение 19 дней я знакомился с историей и современной жизнью еврейской общины Литвы.
Среди мест, которые я посетил - синагога, Еврейский музей, памятник Виленскому гаону, гетто в Старом городе, Центр караимов в городе Тракай.
Евреи поселились в Литве с 14 века. В 1573 году в Вильно была построена Большая синагога, сплотившая все еврейские общины Литвы. 18 век прошел под влиянием Виленского гаона, когда Вильно стал центром духовной и интеллектуальной жизни евреев Европы. К началу 20 века 40% жителей Вильнюса были евреи. 1920-1930 годы - период расцвета еврейской культуры в Вильнюсе. В это время открывается Еврейский
Академический институт (1925 год), выходят 6 (!) ежедневных газет на иврите и идише (1938 год). Однако трагедия Холокоста унесла с собой 95% евреев Литвы. Было уничтожено 200 000 евреев. К 1944 году в Вильнюсе оставалось всего 600 евреев.
Сегодня еврейская община (около 5000 человек) пытается сохранить то, что еще возможно спасти. Огромная роль в том, что Прибалтика, казавшаяся мне такой далекой, стала ближе и родней, принадлежит координатору моего пребывания в Вильнюсе докторанту исторического факультета Вильнюсского Педагогического Университета Дангуоле Билайте. Хочется поблагодарить эту прекрасную девушку за помощь и выразить надежду, что контакты общин Прибалтики и Карелии будут продолжены.
Владислав Мишин


НАША КУХНЯ

На праздник ХАНУКУ принято подавать блюда, приготовленные в масле. Это латкес, хворост, суфганиот. Предлагаем один из рецептов:

КЛАССИЧЕСКИЕ СУФГАНИОТ (ПОНЧИКИ)

Продукты:

Свежие дрожжи - 50 гр.
Теплое молоко (или вода) - 2 стакана (1/2 литра)
Мука - 1 кг
Сахар (песок) - 1 стакан
6 белков
Щепотка соли
Цедра от одного лимона (цедру натереть на терке)
Немного ромовой эссенции
Сливочное масло или маргарин - 200 гр.

Начинка:

Стакан сливового варенья.
Сахарная пудра.

Способ приготовления:

Развести дрожжи в половине количества молока или воды, добавить треть муки и треть сахара. Поставить смесь в теплое место на 15 минут, довести до брожения. Взбить белки с остатками молока или воды, с солью, цедрой лимона, с ромовой и ванильной эссенцией и с маслом. Добавить эту смесь в поднявшиеся дрожжи и тщательно перемешать. Добавить постепенно остатки муки и жидкостей, замешать руками на посыпанной мукой поверхности до получения однородного и эластичного теста. Положить тесто в намасленную миску и катать его в масле. Закрыть миску и поставить в тепло, пока тесто не поднимется и не удвоит свой объем. Надо постучать по тесту, чтобы из него вышел весь воздух и снова поставить миску в теплое место до вторичного удвоения объема. Разделить тесто на две части и раскатать каждую часть слоем в 2 см. Вырезать круги с помощью стакана диаметром 7,5 см. Жарить пончики в очень горячем масле до получения золотистого цвета с двух сторон. Вытащить пончики с помощью шумовки и положить их на бумажную салфетку. С помощью шприца наполнить пончики вареньем и посыпать сверху сахарной пудрой перед самой подачей на стол.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!


Действуйте, пока можете,
пока имеете шанс,
пока есть смысл,
пока есть сила.

Симеон бен Элиазар.

Талмуд

 

 

ХЭСЭД АГАМИМ
поздравляет с юбилеем

ГОЛЬДЕНБЕРГ Раису Моисеевну
КВИТКО Риту Гдалевну
МАЛЯРЕНКО Любовь Наумовну
ЦУКАРЕВА Владимира Ильича

MA3Л ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!



--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Hosted by uCoz