--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --


Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

НОМЕР 22

 

ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ

И снова мы «открываем» для себя неведомую древнюю и многовековую литературную традицию еврейского народа. На сей раз в жанре притчи, очень характерной для библейского миропонимания и национального мышления. «Десять
ступеней: хасидские притчи» - так называется книга, о которой пойдет речь.
Притчи – это небольшие произведения, пре имущественно без сюжета, образов, «учительного» в высоком смысле слова характера. Притчи - это «премудрости»
религиозного или морального порядка, тяготеющие к дидактике. В них ни о ком и ни о чем не рассказывается, а есть непосредственная обращенность к читателю, слушателю, к
каждому из нас с предложением задуматься над первоосновами своего существования, подумать, поразмыслить о себе, о своей жизни на земле, о том, как наполнить её содержанием. Притча - это диалог, диалог каждого постигающего ее с Б-гом, миром, другим человеком, ибо каждый постигающий притчу внутренне ответствует.
Притчи-мудрости из рекомендуемой книги извлечены из Танаха (Библии), Талмуда, Мидраша, молитв, из стихов средневекового поэта Иегуды Галеви, комментатора Библии и Талмуда р. Шломо Ицхака, мудреца Гилеля (1 в. до н. э.), Раби Шимона (П в. н. э.) и множества других источников. Эту колоссальную собирательскую и
исследовательскую работу осуществил еще в 1947 году (видимо, тогда в Иерусалиме впервые и вышла эта книга) Мартин Бубер, выдающийся еврейский философ
экзистенциалист, переводчик (кстати, для нас, живущих в Карелии, немаловажно - он переводчик «Калевалы» на немецкий язык), писатель, поэт, педагог, психолог,
исследователь хасидизма, гуманист. Поскольку истории издания «Хасидских притч» нет, мне приходится предположить, что первое иерусалимское издание было переведено на английский язык, с которого в 1980 году М. Гринбергом был сделан русский перевод, а редактирование русского издания в Москве осуществил П. Гиль, уже известный нам как переводчик «Агады».
Десять ступеней - это десять разделов, а в них десять проблем о первоосновах человеческого бытия: 1) ступень Бога и человека, 2) ступень молитвы, 3) ступень небес и
земли, 4) ступень служения, 5) ступень учения, 6) ступень пути, 7) ступень любви 8) ступень добра и зла, 9) ступень гордыни и смирения, 10) ступень спасения.
Притчи невозможно пересказывать, их надо читать. Каждый найдет в них важное для себя. Я привожу, насколько позволяют условия издания, иногда целиком, иногда в виде извлечений то, что близко, ценно мне.

Человек на земле
Вопрос: почему написано: «В день, когда Бог создал человека, а не «в день, когда Бог создал человечество» ?
Ответ: Ты должен служить своему Создателю так, словно на земле есть лишь один человек - ты сам.
В слове
Ты должен произносить слова так, словно небеса открываются в них, и не в уста ты вкладываешь свое слово, но будто ты сам воплощаешься в слово.
Среди людей
Есть люди, которые сильно страдают и не могут рассказать, что у них на сердце - они идут, и путь их полон страдания. Но если они встретят человека, чье лицо светится радостью, он способен оживить их своим весельем. И нет такой мелочи, которая не способна была бы развеселить человека!
Обновление
Чтобы совершенствоваться, человек должен обновляться изо дня в день.
Бесконечность
Бесконечность должна вмещать в себя все дела человека: как он говорит и идет, слышит и видит, стоит и падает ниц.
Десять принципов
<...> От ребенка ты можешь научиться трем вещам: ребенок весел без особой причины; он ни минуты не сидит без дела; когда он желает чего-либо, он требует настойчиво <...>
Соучастие
Вот как комментировал раби Михл слова Гилеля: «Если не я для себя, кто для меня? Если я только для себя, что я?» <...>
Учиться у всех
Вопрос: в трактате Aот (4:1) мы читаем: «Кто мудр7 Тот, кто учится у всех людей, как сказано: «Я приобретал ум ото всех, учивших меня». Почему не сказано: «Тот, кто учится у всех наставников»?
Ответ: мудрец, высказавший эту мысль, стремится помочь нам осознать, что мы можем учиться не только у тех, для кого преподавание - профессия, но у всех людей. Даже от невежды или грешника мы можем приобрести понимание того, чем нам следует руководствоваться в жизни.
Растущее дерево
Человек подобен дереву. Если ты стоишь перед деревом и не отрываясь смотришь на него, стараясь уловить процесс роста и определить, насколько оно поднялось, - ты ничего не увидишь. Но ухаживай за ним постоянно, срезай лишние побеги, охраняй от жуков и червяков, и в один прекрасный момент оно встанет в свой полный рост. Так же и человек: все, что ему надо, это преодолеть препятствия, и тогда он вырастет и расцветет.
Но не следует экзаменовать его час за часом для того, чтобы увидеть, насколько он прибавил в росте.
Давать и брать
Девиз жизни таков: «Давать и брать». Каждый человек должен и давать и брать. Того, кто не способен на это, можно сравнить с бесплодным деревом.
В каждом человеке
В каждом человеке есть нечто драгоценное, чего нет ни в ком другом. И потому мы должны уважать каждого за то, чем он обладает и чего нет ни у одного из его ближних.
Два вида любви к Богу
Есть два вида любви: любовь человека к жене - та любовь, которая проявляется вдали от посторонних глаз, ибо проявиться во всем совершенстве она может лишь в месте, где нет чужих, но есть любовь к братьям, сестрам и детям - любовь, которая не нуждается в тайне.
И есть два вида любви к Богу <...>.
Истинная скорбь и истинная радость
Есть два вида скорби и два вида радости. <...>
Тот, кто лишен внутреннего содержания и в разгар своих пустых удовольствий не чувствует и не пытается восполнить свои недостатки, просто глуп. Но тот, кто полон истинной радости ,подобен человеку, дом которого сгорел, и он, глубоко в сердце чувствуя свои нужды, начинает отстраиваться заново. Его сердце веселится каждому камню, из которых он слагает стены своего нового дома.

Это лишь малая толика тех мудростей, над которыми мы«обречены» думать всю жизнь.
Софья Лойтер


Веселый ПУРИМ прошел в ХЭСЭДЕ АГАМИМ, устроенный для актива Фонда, для тех,чьи сердца откликаются на проблемы других, кто приходит на помощь ближнему. Традиционно шумно и вкусно отметила этот праздник школа ЙОМ РИШОН. Младшие дети показали представление на тему ПУРИМА, а старшие – веселый Пуримшпиль, который подготовили сами, без помощи педагогов. Синагога отпраздновала свой ПУРИМ, с чтением МЕГИЛАТ ЭСТЕР и пуримским пиром, пытаясь выполнить одну из основных заповедей Пурима - выпить столько вина, чтобы «не различать разницу между словами «благословен Мордехай» и «проклят Амам». А потом все вместе объединились на общинном празднике – более двухсот человек, и с удовольствием смотрели представление клезмерского ансамбля Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга под руководством Евгения Хаздана.


Татьяна Чернякова приняла участие в грандиозном проекте «Израиль 2000 по праву рождения» для еврейских студентов со всего мира. В Израиль съехалось около 6000 молодых людей из США, Франции, России, Канады и других стран. Программа включала в себя всестороннее знакомство со страной, ее культурой, историей, жизнью, проблемами. Экскурсии, лекции, дискуссии, встречи, знакомства, большая культурная программа- все зто оставило неизгладимое впечатление. Татьяна рассказала о поездке в своей родной школе ЙОМ РИШОН.


Еврейская община искренне благодарит
ЭРККИ КОРХОНЕНА, ВЯЙНО НУЛККИНЕНА,
ХАННУ НИЕМИННЕН, АНЬЮ ХЮТТИНЕН, группу «ЭКСОДУС»
за доброе сердце, за бескорыстную помощь.
«Благотворящий бедному дает взаймы Г-споду; и Он воздаст ему за благодеяние его».
(Притчи 19:17)


Ушла из жизни Софья Абрамовна НОВОПОЛЬЦЕВА.
Замечательный человек, одна из основателей социальных программ нашей возрождающейся общины, много сделавшая для ее становления.
«...Посему да укроет ее Властелин милосердия под сенью крыл своих навеки и приобщит к сонму вечно живых душу ее.
В Б-ге удел ее!
Да почиет она на ложе своем в мире!
И скажем: Амен!»


ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ

Перец Маркиш (1895 - 1952)

Перец Миркиш родился ни Волыни. Его дед Шимшон-Бер знал, что его далекие-далекие предки жили когда-то в Испании. Умный и живой внук Шимон-Бера уже а три года стал ходить в хэдэр. Перец Миркиш не только поэт-лирик, но и автор многочисленных поэм. Он не только поэт, но и драматург, и автор нескольких романов.
И поют, поют дороги…
- напишет Перец Маркиш и своей ранней поэме «Волынь» (1918 г.).И эти самостоятельные дороги запели ему очень рано. Десятилетний мальчик с хорошим голосом и слухом, он поет в синагогальном хоре в городе Чуднове, что стоит на скалистых берегах реки Тетерев. Это совсем недалеко от Житомира.
В ранней юности начались его скитания по «черте оседлости": Балта, Кишинев, Одесса… Работает конторщиком, репетитором, поденщиком, сборщиком винограда. Это была школа жизни. А впереди Переца Миркиша ждали еще более суровые испытания: рядовым солдатом он прошел первую мировую войну. «Интернационализм, пронизывающий все его творчество, - писал Наровчатов, - он выстрадал на кровавых
Галицийских полях, в залитых осенним дождем окопах, в пропахших карболкой полатах солдатских лазаретов". Эти испытания стали вехами, этапами рождения крупного еврейского поэта, писавшего ни языке идиш.

***

Я сам - земля!
И пашня - caм!
И сам - налившийся на пашне колос...
Нет, то не высь грозою раскололась,
То сам я тучею прошел по небесам
И на себя низвергся ливнем сам!
Я с корнем вырвал всё, что сгнило на корню,
И всё, что вырвал, сам похороню.
Поднявшийся из тьмы заклятых мраком лет,
Я сам их окропил
Благим предвестьем дня,
И вот уже светает вкруг меня,
И в ночь затерян след...

Я пашня. Я земля. Я колос наливной...
И скорби не довлеть вовеки надо мной.
Перевод Л. Руст

Это раннее бунтарское стихотворение. Это время, когдав Киеве рядом с Перецом Миркишем работали замечательные молодые поэты Лев Квитко, Давид Гофштейн, Ошер Шварцман. И наряду с бунтарскими стихами тогда рождались такие проникновенные строки, которые перевела Анна Ахматова.


***
Ты никогда еще так не была свежа,
Как ранней осенью, почти совсем зеленой.
Вот ветер за тобой погнался, весь дрожа,
И поцелуй сорвал, роняя листья клена.

Ты пахнешь камышом, продрогшим на ветру,
И спелым яблоком - осенней негой садах
Я сбитый ветром лист взволнованно беру
И целовать тебя хочу, моя услада.

Брожу растерянно и что-то бормочу.
Какая в этих днях неслыханная сила!
Мне ветер сердце дал и взял мое. Хочу,
Чтоб ты мне сердце подарила.

Иосиф Гин


Редакция выражает признательность
ЯКОВУ БРАВОМУ
за моральную и материальную поддержку газеты


НАША КУХНЯ

Поскольку в дни ПЕСАХА запрещено есть квасное, возникают некоторые сложности с приготовлением сладостей и выпечки. Предлагаем рецепты, позволяющие преодолеть эти затруднения.

Бисквит из мацовой муки

6 яиц, 1/2 ст. мацовой муки, 4 стл. картофельного крахмала, 1/2 чл. соли, 1 ст. сахара, 1 лимон (сок и цедра), 1 стл. оливкового масла.

Просейте муку и крахмал, разделите яйца на белки и желтки, разотрите желтки с сахаром, маслом и столовой ложкой лимонного сока до лимонно-желтого цвета. Сбейте белки с солью, затем добавьте понемногу сахар и продолжайте сбивать, пока весь сахар не разойдется. Выложите желтки в белки и осторожно перемешайте. Вместе с последней
порцией муки добавьте тертую лимонную цедру, смажьте форму диаметром около 25 см, выложите в нее тесто и пеките в предварительно нагретой духовке на среднем огне (180 градусов) минут 40, остудите и выньте из формы.

Другой вариант: сбейте яйца с сахаром (пока не разойдется весь сахар), продолжайте сбивать, добавьте последовательно соль, масло, сок и цедру лимона, всыпьте муку, просеянную вместе с крахмалом, и осторожно перемешайте. Влейте тесто в смазанную форму и пеките так же, как в первом случае.

Бисквит ореховый

8 яиц, 1 ст. сахара, 1 ст. молотых орехов, 4 стл. картофельного крахмала.

Разделите яйца на белки и желтки, желтки разотрите с сахаром, добавьте орехи и перемешайте, затем добавьте сбитые в пену белки и осторожно перемешайте. В последнюю очередь положите крахмал и снова осторожно перемешайте. Смажьте дно формы, выложите тесто и пеките при температуре 180 градусов около часа.

Меренги

3 яичных белка, 1 ст. сахара, 1 чл. лимонного сока.

Сбейте белки в пену, продолжая сбивать, добавляйте понемногу сахар и сбивайте до тех пор, пока не разойдется весь сахар, добавьте лимонный сок, выложите белки на смазанный лист чайной ложкой на небольшом расстоянии друг от друга и пеките на слабом огне (140 градусов) около часа.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!


ВЕСТИ НАРОД ЛЕГЧЕ,
ЧЕМ СДВИНУТЬ ЕГО С МЕСТА.

Давид Финк

 

ХЭСЭД АГАМИМ
поздравляет с юбилеем

ГРИБОВУ Миру Зиновьевну
КУРТИС Мину Файтелевну
ПАШЕНЦЕВУ Елену Моисеевну
СЕЛЮЦКУЮ Долли Наумовиу
ЦУКАРЕВУ Фаню Абрамовну

МАЗЛ ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!


--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Hosted by uCoz