--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --


Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

НОМЕР 24


ЕВРЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕЕВРЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

     Национальные и религиозные особенности евреев породили не только отчужденность, но и любопытство у окружающего коренного населения, особенно его интеллегентной части - ученых, писателей, художников. Так, имеется довольно большое количество полотен, запечатлевших те или иные стороны жизни евреев. Даже их беглый обзор представляет определенный интерес.

     Поскольку возникновение христианства обязано евреям, то первые проникновения евреев на полотна художников связаны с христианскими художниками, творчество которых посвящено ветхозаветным и евангельским сюжетам. Примечательно, что почти все эти художники никогда не видели евреев. Изображенные ими евреи ничего общего не имели с реальными, это были евреи-символы, порождения фантазии художника. В ряде случаев они являлись слабыми копиями античных скульптур, фресок, но чаще - изображениями лиц, окружающих художника, его знакомых или даже родственников - характерных представителей той страны и эпохи, в которой творили художники. Это характерно почти для всех творцов эпохи средневековья и возрождения. Так, в картине Веронеэе (1528-1588) "Нахождение Моисея" дочь фараона изображена в виде знатной патрицианки, сопровождаемой дамами, кавалерами и слугами, разодетыми в пышные наряды, модные в Венеции в середине XVI века. Даже знаменитый "Давид" Микеланджело изображен не только в виде безбородого юноши с явными античными чертами лица и без головного убора, но даже с необрезанной крайней плотью, что для евреев того времени вряд ли мыслимо. Тоже можно сказать и о "Самсоне, разрывающем пасть льву" работы М. Козловского и др.

     Один из первых, кто перенес на холст реальных евреев, был гениальный Рембрандт (1600-1669). Он создал более тридцати работ, главным образом портретов (пятая часть его портретного 'наследия), посвященных еврейству. Кроме того, через все его творчество проходит неугасимое увлечение библейскими и евангельскими сюжетами, действующими лицами которых были евреи. Типажами для этих картин, моделями служили жители еврейского квартала Амстердама, рядом с которыми жил художник и где у него было много не только знакомых, но и друзей, например, глава общины Менаше бен Израиль, врач Эфраим Буено и другие, лица которых запечатлены в портретах.

     Особое место в творчестве Рембрандта занимают портреты пожилых евреев. Художник создал 15 таких портретов, и все они рассматриваются как вершина портретного искусства. Характерно, что все эти работы созданы в наиболее трагическое для художника время - смерть первой, затем второй жены художника и сына, когда успех прежних лет сменился удручающим материальным крахом и одинокой безрадостной старостью. Именно в это время он с особой силой потянулся к евреям. Их униженное положение становится ему особенно понятным и близким. На портретах изображены старые люди, у которых все уже позади - и радость, и печаль. Осталась лишь тяжесть от прожитых лет. И тем не менее, они не вызывают чувства жалости. Наоборот, они выглядят духовно богатыми, сохранившими благородство и достоинство. В эти портреты художник вложил свою огромную любовь, всего себя. Именно эти произведения стали украшением крупнейших художественных собраний мира. Повышенный интерес Рембрандта к евреям не только не остался незамеченным, но и послужил предметом специальных исследований.

     Портретное искусство Рембрандта оказало сильное влияние на творчество румынского художника Григореску (1883-1907) и нашего соотечественника И. Репина. Во время путешествия по Галиции и Румынии Григореску глубоко поразила жизнь еврейских местечек, в то время еще густо разбросанных по югу Восточной Европы, их быт, религия и яркая выраженность национальных черт. Еврейская тематика надолго овладевает художником. Особым колоритом и реалистичностью отличаются выполненные им портреты местечковых евреев, этих ярких и самобытных представителей навсегда исчезнувшей страницы еврейской истории. Портреты отличаются большой правдивостью и выразительностью. Именно благодаря им запечатлены типичные представители еврейских местечек.

     В 1875 г. под впечатлением творчества Рембрандта Репин создает этюд "Еврей на молитве". Здесь изображен старый еврей в талите, безмолвно шепчущий святые слова молитвы, искренне и самозабвенно. Художественно этюд выполнен очень красиво. Кроме него, следует упомянуть и портрет молящегося скульптора М. Антокольского, с наброшенным на голову талитом. Он был создан в 1866 г. в период наиболее дружеских отношений двух художников.

     Кроме Репина, и другие русские художники XIX века также отдали дань библейской и евангельской тематике. Правда, в целом ряде их картин вместо евреев изображены все, кто угодно. Так, И. Крамской в большой картине "Христос в пустыне" в образе Христа изобразил знакомый ему образ интеллигента-разночинца; некоторые искусствоведы полагают, что в Христе он изобразил себя, за что и был обвинен в кощунственном принижении образа Богочеловека. Другой крупный русский художник Н. Ге в картине "Саул у авидорской волшебницы" в образе пророка Самуила изобразил литературного критика В. Белинского, в образе Христа в "Тайной вечере" - Герцена, в образе Петра - себя. Вероятно, А. Иванов был первым, кто в библейские образы внес настоящие еврейские черты. Почти все персонажи его "Явления Христа народу" были срисованы с евреев. Художник стремился представить настоящий национальный и социальный облик народа того времени. То же можно сказать и о В. Поленове и его картине "Христос и грешница", которая не столько мифологична, сколько реалистична. В качестве моделей художник привлекал жителей еврейских кварталов Рима. Кроме того, путешествуя по Святым местам, он создал ряд зарисовок, связанных с еврейством.

     У Крамского есть замечательная картина "Оскорбленный еврейский мальчик" (1874). На ней изображен уединившийся и переживающий свою обиду местечковый мальчик. На нем традиционный арбаконфот, кипа. Картина написана очень выразительно, с большой теплотой, исключительно лирична, хотя другие его работы исполнены несколько грубоватой кистью. По-видимому, художник встретил мальчишку, будучи вместе с художником Савицким в Белостоке.

     Другую сторону жизни местечка показал украинский художник Н. Пиманенко в картине "Жертва фанатизма", в которой выступил обличителем религиозной и национальной нетерпимости евреев. В картине показана реакция местечка на переход одной из его жительниц в христианство. Реакция была ужасной, ее были готовы буквально разорвать на мелкие части. Еврейские общины на такие случаи реагировали всегда очень остро и не только за измену вековым традициям, но и потому, как показал горький опыт, что большинство выкрестов, выслуживаясь перед новыми душеприказчиками, обнаруживали крайний антисемитизм, участвуя в погромах, проявляя чудовищную жестокость. Основой сюжета послужил реальный случай перехода в христианство молодой девушки из местечка Кременец, что под Харьковом.

     Из русских художников упомянем и известную представительницу отечественного авангарда Гончарову из рода жены А. С. Пушкина, создавшую "Портрет еврея", "Еврейскую семью" и "Субботу".

     Несколько картин, тематически связанных с еврейством, создали и обрусевшие иностранцы. Больше других в этом отличился итальянец А. Риццони (1832-1902), заметную часть своего творчества посвятивший еврейской тематике. Так, его первая картина "Жиды контрабандисты" была удостоена малой золотой медали. Затем им созданы "Жид ростовщик", "Еврейская синагога в Лифляндии", "Чтение Талмуда" и другие работы. В них хорошо изображены характерные еврейские типы того времени, обстановка. У художника хороший рисунок, но он страдает излишней прилизанностью, характерной для салонных художников того времени. Венгр Михай Бичи (1827-1905), член Российской Академии художеств, в картине "Мученики-евреи" возвращает нас к трагическим временам инквизиции, показывая ужасную судьбу еврейской семьи после нашествия "воинства Христова". Она также хорошо сделана, но так же страдает излишним мелодраматизмом. Картина хранилась в Москве, но после войны передана Венгерской национальной галерее. Француз М. Клодт (1835-1914) - известный жанрист, после посещения Литвы создал картину "Виленские евреи", на которой запечатлены типы литовских евреев. Детально показаны лица, одежда, детали быта, поражающая бедность, какая-то обреченность. Позже он создает картину "Молящийся еврей", которая находится в запасниках Русского музея в С.-Петербурге и не выставлялась для обозрения.

     Из иностранных художников следует упомянуть еще одного замечательного голландца Якоба ван Рейсдаля (1628-1682), величайшего мастера пейзажа. Его работы отличались не только величайшим мастерством, но и глубочайшим философским содержанием. Картина "Еврейское кладбище" - наиболее сложное и наиболее трагичное произведение художника. В ее основу положено изображение реального старинного еврейского кладбища выходцев из Португалии, расположенного недалеко от Амстердама. Фон пейзажа создает грозовое небо с темными зловещими тучами, нависшими над кладбищем. Мрачно и скорбно. Чувство неотвратимости смерти, кратковременности жизни человеческой. Вечна лишь природа. Это подчеркивает буйство растительности, стремительность бурлящего потока. Возникает вопрос, почему для выражения своего миропонимания мастер выбрал именно еврейское кладбище, а не более близкое ему протестантское? Почему Рейсдаль этой работе уделил такое исключительное внимание, сделав не только множество подготовительных зарисовок, но и два законченных варианта. Мысль, которая занимала художника, еще три тысячелетия тому назад была изложена в Экклесиасте (Когелете). Именно тогда было сказано, что жизнь - это банальная повторяемость событий: "И возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Б-гу, который и дал его... Вечна лишь природа". Думается, что философское содержание картины навеяно художнику именно философией Экклезиаста.

     Из-за дефицита места лишь упомянем работы польских художников А. Горимского [1850-1910) и П. Михалковского (18DO-1850). Первый создал три картины на еврейские темы: "Ворота в старом городе", "Еврейский праздник" и "Еврейка, торгующая лимонами", а второй - ряд портретов польских евреев. Следует упомянуть и интересную работу П. Пикассо (1881-1975) "Старый еврей с мальчиком". В ней художник проявил себя не только как самобытный талант, но и как человек, гражданин, гуманист.

     Некоторые из упомянутых выше произведений представляют собой подлинные шедевры мирового искусства. В их создание вложен не только большой талант, но и большая теплота души и добропорядочность, еврейство изображалось как оно есть, реалистично с его достоинствами и недостатками, но доброжелательно, без отвратительного чувства юдофобии. Эти работы ценны еще и потому, что запечатлели мгновения ушедших жизней, их частички, осколки разбитого вдребезги и навсегда исчезнувшего еврейского мира, такого своеобразного и неповторимого.

     Залман Кауфман


К ЧИТАТЕЛЮ

Автору 87 лет. Он на исходе из жизни. Потому его все больше одолевает мысль, а что он оставляет живыми. У него ничего нет кроме его Мыслей. Но нужны ли они людям. Им об этом судить, если они прочтут хоть частицу их.
Впервые автор положил свои мысли на бумагу в 1954 году. Первыми читателями их стали Эренбург, Чуковский и Каплер. Все трое дали Мыслям высокую оценку. Но напечатать ни одной из них не пришлось, ибо они были то не ко времени, то не ко двору. И автор забросил свой труд. Вернулся он к нему в 1988 году. Дело в том, что 3 июля того же года автор умер. У него остановилось сердце, и он упал на асфальт Сестрорецка. Подоспевшая скорая помощь вывела его из состояния клинической смерти. И тогда автор задумался, но зачем же Бог подарил ему вторую Жизнь? Так он вернулся к своей Книге мыслей, над которой работает и по сей день...

Лев Альшиц,

ветеран двух войн,

участник обороны Ленинграда

Мысли вразброс


«Дневник Анны Франк» - это послесловие ХХ века к Библии.

Количество народа не переходит в качество его гениев. Но качество народа может перейти в количество его гениев.

Любая нация, обладающая «критической массой» может стать ведущей в своей стране.

Одесса, может, один из первых городов мира по плотности талантов на душу населения.

У Израиля нет лимита побед. Но у него есть лимит поражений, ибо после первого поражения второго уже не будет, как не будет и самого Израиля.

Не симптоматично ли, что на Святой земле и Мертвое море становится животворным.

Евреи выжили в безднах тысячелетий не потому, что они молились по-еврейски, а потому, что жили по-еврейски. Прежде чем выжить, надо сначала жить.

Еврей - пробный камень человечества. На нем опробовали все зло мира от костров инквизиции до «душегубок» фашизма.

Пожары Хатыни и расстрелы Катыни - это кровное родство фашизма и коммунизма.

Национализм - это патриотизм за чужой счет.

Антисемитизм - это религия бездарностей, реабилитация невежд, амнистия палачей. Логика антисемитов предельно проста. По ней выходит, что если украинец украл сапоги, то потому, что он вор. Если еврей украл те же сапоги, то потому, что он еврей.

Талант - это светлое проклятие Б-га.

Картина «Вечерний звон» - немой колокол Левитана.

Будущее есть, пока его нет.

Любовь - это секс души.

Природа одарила блаженством секса людей и зверей не ради них самих, а ради собственного бессмертия.

Земледелие - это сотворчество природы и человека.

Мечты - это воспоминание о Будущем.

Социальное равенство - это не более чем миф. Не могут быть равными в обществе люди, неравные от природы.

Равенство — это неподвижность. Лишь при неравенстве сохраняется вакуум, в сторону которого можно двигаться, то есть развиваться. Неровность рельефа - это движение рек. Ровный рельеф - это застой болот. Равенство возможно лишь в нищете, ибо у нищеты есть свой физический предел. Но у богатых нет своего физического предела, а потому и невозможно равенство богатых. Потому и получилось, что социализм свелся к равенству нищих, а капитализм - к неравенству богатых.

1954-2000 годы.
Петрозаводск-Ленинград-Вена-Первоуральск-Боровичи



От редакции.

Лейба Альшиц родился в Петрозаводске. Здесь он провел свои детские и юношеские годы. Вместе со своим другом Изей Миттельманом работал в газете «Комсомолец Карелии». В 29 году был арестован его отец, котпорый через год умер в печально известных «Крестах». Интересно, что его сестра Ода Израилевна в Ленинградском театральном институте вела курс первой труппы нашего Финского театра, а двоюродный брат - известный драматург, писавший под псевдонимом Д. Аль, пьеса которого «...опаснее врага» в 60 годы шла и в нашем драматическом театре. Лев Израилевич прислал свои воспоминания о Петрозаводске, где пишет о своих родных и знакомых. Есть в них и воспоминание о посещении хедера, располагавшегося в синагоге на улице Малой Слободской. Сейчас Лев Альшиц живет в Боровичах, пишет статьи в газеты и журналы, активно участвует в еврейской жизни города.
Публикуя лишь малую часть «Мыслей», мы желаем нашему дорогому земляку здоровья, вдохновенья, и будем рады встрече с ним.


ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ
Лейб Квитко (1890-1952)

Когда родился замечательный еврейский детский поэт Лейб Квитко, точно мы не знаем. Эта дата колеблется между 1890 и 1895 годами. Не знал своего года рождения и сам Квитко. Он родился в семье ремесленника селе Голосково на Украине. Когда Лейб был маленьким мальчиком, туберкулез скосил всю его семью - родителей, братьев и сестер. Зато год смерти Лейба Квитко мы хорошо помним: 1952 год. Это год, когда был уничтожен Еврейский антифашистский комитет. То был цвет еврейской литературы. Среди обреченных - и классик еврейской прозы, уже старик, Давид Бергельсон. Кто-то из сокамерников рассказывал, что он сидел и раскачивался все время и только твердил: "Фар вос?! Фар вос?!" – "За что?! За что?!"
Лейб Квитко был светлый, радостный человек. Поэтому так популярны его стихотворения "Анна-Ванна – бригадир", "Кисанька", "Скрипка", "В гости", разве такое забудешь:

Но-о, лошадка!
Стук-стук, дрожки!
В лес поедем к бабке Мирл
По кривой дорожке...

Перевод Т. Спендиаровой


Я был маленьким мальчиком, еще не ходил в школу, когда старший брал мой студент привез мне из Ленинграда книжку-стихотворение, которое начиналось так: "Климу Воршилову письмо я написал... " Дело не в Ворошилове. Это было прекрасное стихотворение Лейба Квитко, переведенное с языка идиш Самуилом Маршаком.


ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ

Мама уходит,
Спешит в магазин.
- Лемеле, ты
Остаешься один.

Мама сказала:
- Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.

Дров наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок.

Сестренка, тарелки,
Петух и дрова...
У Лемеле только
Одна голова!

Схватил он сестренку
И запер в сарай,
Сказал он сестренке: -
Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно
Помыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.

Но долго пришлось
С петухом воевать-
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
Перевод Н. Найденовой

СКРИПКА

Я разломал коробочку-
Фанерный сундучок, -
Совсем похож на скрипочку
Коробочки бочок.

Я к веточке приладил
Четыре волоска, -
Никто еще не видывал
Подобного смычка

Приклеивал, настраивал,
Работал день-деньской...
Такая вышла скрипочка-
На свете нет такой!

В руках моих послушная,
Играет и поет...
И курочка задумалась
И зерен не клюет.

Играй, играй же, скрипочка!
Трай-ля, трай-ля, трай-ли!
Звучит по саду музыка,
Теряется вдали.

И воробьи чирикают,
Кричат наперебой:
«Какое наслаждение
От музыки такой!»
Задрал котенок голову,
Лошадка мчится вскачь.
Откуда он? Откуда он-
Невиданный скрипач?

Трай-ля! Замолкла скрипочка...
Четырнадцать цыплят,
Лошадки и воробушки
Меня благодарят.

Не сломал, не выпачкал,
Бережно несу,
Маленькую скрипочку
Спрячу я в лесу.

На высоком дереве,
Посреди ветвей,
Тихо дремлет музыка
В скрипочке моей.

Перевод М. Светлова
Иосиф Гин



«БОЙЦЫ ВСПОМИНАЮТ МИНУВШИЕ ДНИ...»

Накануне Праздника Победы в клубе Хэсэда появился любовно оформленный стенд с фотографиями знакомых лиц. Это наши подопечные, получившие в «сороковые, роковые» визу войны, с которой вошли они в историю Великой Отечественной. Смотришь на фотографии и узнаешь, что на Ленинградском фронте воевали М. С. Любчик, Д. 3. Генделев, Ю. Б. Дольников, а на Карельском - И. Е. Кривченок, Г. В. Иоффе, И. М. Гроссман, И. А. Цисин, на Прибалтийском - М. Г. Бейгман . На Белорусском направлении могли встретиться Е. М. Щипуржицкий, Ш. Б. Дун, А. В. Цегельницкий.

Участвовали в битве за Сталинград Л. С. Рабинович и М. С. Фишман. В разных родах войск дрались с врагом наши люди: в артиллерийской разведке служил 3. С. Кауфман, в мотострелковом батальоне - Г. Е. Слуцкий, на черноморском флоте - Б. Я. Клейн, в авиационно-разведывательном полку служил до 1946 года С. Г. Кармазин.

По военным дорогам прошел с первого дня войны «с лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом», как в известной симоновской песенке о военных корреспондентах, И. М. Бацер. Курсантом танкового училища принимал участие в военных действиях Л. Л. Гольденберг. Начал старшим лейтенантом, а закончил войну подполковником медицинской службы С. Х. Хенкин, поднимался в небо Б. М. Залманов, а И. Е. Ладыженский обеспечивал связь генеральному штабу. Участвовал в сражении под Прохоровкой на Курской дуге командир отдельной разведывательной танковой роты М. С. Фишман. В лесах Белоруссии отважно партизанил В. И. Цукарев, в том же отряде была медсестрой его мать, рядом прошли они и на параде Победы в Минске. Довелось освобождать Варшаву Л. А. Побережному, а
Ш. Б. Дун закончил боевой путь в поверженном Берлине.


«У войны неженское лицо», но и милых девушек задела она своим крылом. «Шинель, пилотка, сапожки грубы, от вида крови дрожали губы», но не жалея себя работала в военном госпитале П. Я. Левина, а в другом была парикмахером Л. С. Шиберман - стричься и бриться тоже было нужно выздоравливающим бойцам. Кстати, именно тогда она и встретила своего будущего мужа. Е. Г. Максимова принимала участие в строительстве аэродромов, а Р. Г. Фактор служила в погранвойсках в 1944-45 гг.
В еврейской традиции принято считать героизмом героизм духа. В руках узника Освенцима Семена Бекенштейна не было оружия, но сильный духом, он вышел победителем из страшных испытаний, выпавших на его долю, об этом удивительном человеке подробно написано в номере 21 "Общинного вестника".

Жизнь продолжалась - и в еврейском гетто родилась девочка. Сейчас Серафима Гойхенберг — самый молодой участник войны в нашей общине. Чудом выжили, перенесшие все тяжести жизни в еврейском гетто В. Л. Дробнер, Е. В. Кубасова (Шхизер), Г. М. Пукач. Улыбается с фотографии и сейчас красивая М. Л. Желтова., молоденькой девчонкой убежавшая из Винницкого гетто, а затем воевавшая с фашистами на Украинском фронте.
По окончании войны не все расстались с ратной службой: Е. С. Нильва находился в рядах Советской армии с 1944 по 1976 гг., дослужил в воздушно-десантных войсках резерва Верховного Главнокомандования до звания полковника. Б. И. Фрейдкин служил в штабе 9-й воздушной армии в Приморье.
11 мая в Хэсэде собрались участники войны, чтобы вспомнить минувшие тяжкие дни и отметить праздник Победы. Каждый из них мог бы многое рассказать о себе, по простому упоминанию мест, где воевали наши подопечные, можно изучать географию войны. Виза войны для них не закрыта, сквозь толщу лет прорываются воспоминания о страшных тяжелых годах, и только их ордена и медали сияют как маленькие солнца.
Спасибо и низкий вам поклон, наши дорогие ветераны!
Валентина Бравая


АЗБУКА ИУДАИЗМА


МЕЗУЗА


Слово мезуза означает «дверной косяк». Это свиток пергамента из кожи кашерного животного, на внутренней стороне которого написаны два отрывка из молитвы «ШМА» - символе веры евреев в единого Б-га (Дварим 6:4-9; 11:13-21). Там есть такие слова: «… и напиши их (заповеди) на косяках дверей дома твоего и ворот твоих». Текст пишется сойфером - переписчиком ТОРЫ, и состоит из 22 строк. На внешней стороне свитка написано одно из имен Б-га - ШАДДАЙ – Всемогущий. Это имя еще трактуется, как аббревиатура «ШОМЕР ДАЛДОТ ИСРАЭЛЬ» - «Охраняющий дверь Израиля». Этот свиток помещается в специальный футляр и прикрепляется к дверям жилых помещений, как напоминание о заповедях Вс-вышнего: входя в дом – как вести себя дома, выходя – как вне дома. Крепится на верхней трети косяка входа во все жилые помещения с наклоном внутрь верхним концом. Форма футляра, его оформление могут быть любыми, что оставляет место для фантазии художников. Обычно на футляре пишется буква шин – первая буква имени ШАДДАЙ. Принято при входе и выходе прикоснуться к мезузе пальцами и затем поцеловать их. В Талмуде сказано, что мезуза дарована евреям Б-гом в знак любви к народу Израиля.
При въезде в новое жилье мезуза прикрепляется сразу же, или не позднее 30 дневного срока. Перед прикреплением произносят благословение: БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ, МЭЛЭХ hАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛИКБОА МЕЗУЗА. (Благословен Ты, Г-сподь наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам прикреплять мезузу).
Нужно проверять мезузу дважды за семь лет, а в общественных помещениях – раз в 50 лет, чтобы убедиться, что нанесенный на нее текст не имеет повреждений. В противном случае мезуза не пригодна.
При выезде из дома, в который вселяется еврей, снимать мезузу не надо, а въезжающий обязан оплатить ее стоимость.
Бен Гирш


НАША КУХНЯ

В ШАВУОТ - праздник дарования ТОРЫ, праздник паломничества в Иерусалим с плодами первого урожая, который в этом году приходится на 9 июня, принято есть молочную пищу. Предлагаем один из рецептов.

БЛИНЧИКИ С ТВОРОГОМ

Тесто: 5 стл. муки, 2 больших яйца, 1/2 чл. соли, 1 ст. молока, 1,5 стл. растительного масла.

Начинка: 4 стл. творога, 2 стл. сахара, 1/4 чл. лимонной цедры, 1/4 чл. апельсиновой цедры, 1/2 ст. ягод (черники, брусники или голубики), 2 стл. джема (по желанию), 1 чл. ванильного сахара.

Просейте муку в миску, вливайте понемногу молоко и хорошо размешайте, чтобы не было комков. Добавьте соль, яйца, 1 столовую ложку масла и все хорошо сбейте. Тесто должно быть как густые сливки. Разогрейте сковороду диаметром 15 см, слегка смажьте и испеките 8 блинчиков, жарьте блинчики с одной стороны. Приготовьте начинку, смешав все продукты, положите ее на блинчики, сверните их и обжарьте, подавайте блинчики со сметаной или джемом.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!


СВЯЩЕННАЯ КНИГА И ИЗУЧЕНИЕ
СВЯЩЕННОЙ КНИГИ, - ВОТ ЧТО
СПЛАЧИВАЛО ВОЕДИНО ЭТОТ
РАСПЫЛЕННЫЙ ПО СВЕТУ НАРОД.

Зигмунд Фрейд

«Моисей и монотеизм»

ХЭСЭД АГАМИМ
поздравляет с юбилеем

ЭПШТЕЙН Сарру Борисовну
РАДОМЫЖСКОГО Якова Исааковича

МАЗЛ ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!

 



--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Hosted by uCoz