--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

НОМЕР 28



АЗБУКА ИУДАИЗМА

ЦДАКА

Слово цдака, которое обыкновенно переводят как "благотворительность", происходит от слова цэдек, то есть справедливость. Именно справедливость должна побуждать нас поделиться тем, чем одарил нас Г-сподь. Давать цдаку - мицва (заповедь, обязанность), ибо Он заповедал нам помогать бедным, и Он обещал, что никто не обеднеет, давая цдаку. Тот, кто отворачивается от просящего, нарушает заповедь Торы: "...не ожесточи сердца своего и не сожми руку свою перед нищим братом твоим" (Дварим, 15:7). Тора устанавливает размер цдаки от 10 до 20 процентов получаемого дохода. (Но не более, так как если человек будет давать слишком много, он сам может стать обузой для других). Когда мудрецы хотели подчеркнуть главное отличие евреев от язычников, они не говорили, что первые служат Единому Б-гу, а вторые - идолам, что евреи соблюдают субботу, а язычники - нет. Хотя это и важные отличительные признаки, мудрецы указывали на другое: "Еврей сострадателен, скромен и милосерден". Евреи, лишенные этих черт, рассматривались как недостойные представители народа. Рамбам (Моше бен Маймон, 12 век) пошел дальше, когда писал: "Есть основания сомневаться в принадлежности к еврейству того, кто жесток" (Исурей биа, 19:17). Постоянное и настойчивое подчеркивание таких ценностей, как справедливость, сострадание и доброта, привело к тому, что именно эти принципы легли во главу угла еврейской общинной жизни еще более двух тысяч лет назад и остаются для нас основополагающими и сегодня. Существуют выработанные приоритеты в распределении цдаки по степени важности:

1. Выкуп, освобождение пленных и заложников.
2. Помощь голодным и нуждающимся.
3. Помощь общине в постройке миквы (ритуальный бассейн).
4. Поддержка изучения Торы на всех уровнях.
5. Помощь в постройке и обеспечении больницы.
6. Помощь в постройке и поддержке синагоги.
7. Сбор средств с целью выдать замуж невесту-сироту.

Порядок предпочтения в помощи бедным:

1. Поддержка родителей и родственников.
2. Помощь бедным своей общины.
3. Помощь бедным своего города.
4. Помощь бедным других городов.
5. Помощь бедным-неевреям.
6. Для живущих в диаспоре поддержка бедных в Святой Земле предпочтительнее помощи бедным во всех других местах (речь идет только об обеспечении основных жизненных нужд).

Порядок предпочтения внутри каждой из категорий:

1. Раньше женщине, потом мужчине.
2. Раньше ученому человеку, потом неученому.
3. Если все нуждающиеся имеют один и тот же уровень учености, то в первую очередь следует помочь коhену, затем левиту, потом исраэли (то есть всем остальным евреям).

Качество исполнения мицвы цдаки зависит от того, удалось ли сохранить самоуважение получающего цдаку. В зависимости от этого различают восемь уровней цдаки:

1. Высший уровень, когда удается помочь человеку восстановить свою самостоятельность и независимость, что бы он мог сам зарабатывать себе на жизнь;
2. Получающий не знает, кто ему дает, и дающий не знает, кто получает;
3. Дающий знает, кому он дает, но получающий не знает, от кого получил;
4. Принимающий знает от кого он получил, но дающий не знает получающего;
5. Когда дают, не ожидая просьбы;
6. Когда дают то, что просят, после просьбы;
7. Когда дают меньше, чем просят, но охотно;
8. Когда дают скрепя сердце.

Непозволительно порицать нуждающегося или повышать на него голос, ибо сердце его и без того разбито, а дух подавлен. Необходимо активно способствовать справедливости и милосердию, ибо сказано: "Уклоняйся от зла и делай добро" (Тегилим, 34:15).Тот, кто привлекает к благотворительности других, делает великое дело и заслуживает большей награды, чем даже сам жертвователь. Сказано об этом: "...ведущие многих по пути справедливости (будут сиять) как звезды во веки веков..." (Данизль, 12:3).

Бен Гирш

Институт изучения иудаизма в СНГ под руководством раввина Адина Штейнзальца и Ассоциация преподавателей еврейской традиции "Ламед" провели в Москве семинар для директоров и преподавателей еврейских школ, руководителей общин и журналистов. Петрозаводск на нем представляли Людмила Гринберг и Дмитрий Цвибель. Темы семинара: "Праздники месяца Тишрей", "Еврейское самосознание", "Программа еврейского самообразования "Лимудим". Наряду с теоретическими занятиями проводились дискуссии по вопросам современной еврейской жизни, еврейской школы, обмен опытом, вечера вопросов и ответов. Очень важным и острым было обсуждение проблемы еврейской самоидентификации, проблемы возрождения общин в свете ассимиляционных процессов и утраты живой связи с еврейской традицией. Время как бы спрессовывалось из-за обилия информации на занятиях, проводимых раввином, д-р Давидом Эпштейом, д-ром Йоной Шнайдером, раввином Ишайей Гиссером, директором института Давидом Палантом, руководителем образовательных проектов Давидом Розенсоном. Особая атмосфера семинара, погружение в мир еврейских ценностей, общение с лидерами еврейского движения – все это оставило неизгладимое впечатление. И на всем этом – грандиозная личность равва Адина Штейнзальца, тактичного и непринужденного в общении, активно участвовавшего в семинаре, прочитавшего несколько лекций, отвечавшего на многочисленные, порой каверзные вопросы. Много теплых слов было сказано за прекрасную организацию семинара в адрес Галины Стискиной и Веры Масляковой. Теперь наша задача передать полученные знания тем, кто придет в школу, синагогу, тем, кто стремится к самосовершенствованию.


 

10 сентября впервые в Петрозаводске проводился Общинный фестиваль еврейской книги, организованный Санкт-Петербургским отделением ДЖОЙНТ совместно с нашей общиной. На выставке-продаже были представлены книги еврейских авторов на русском языке, изданные в Израиле, России, Украине, Белоруссии. С книжными новинками познакомил собравшихся известный петербургский литературовед Лев Айзенштат, а Ольга Дашевская, открывая выставку "Еврейское книгопечатание в Санкт-Петербурге" рассказала о просветительской и книгоиздательской деятельности евреев в России 19 века. Уникальную коллекцию "Иерусалим в почтовых открытках" представил и прокомментировал петрозаводчанина Залмана Кауфмана. Прекрасные рисунки Риты Пулиной, ученицы школы ЙОМ РИШОН, по мотивам Танаха и глиняные миниатюры Марата Цвибака органично вписались в общую композицию, создав определенный колорит. Многочисленные зрители тепло встретили детский хор петербургского благотворительного фонда "Ева" и юных артистов музыкального театра "Киндер йорн". Как всегда успешно выступил танцевальный ансамбль "Авив" петрозаводского фонда Хэсэд Агамим. Приятно отметить, что на выставке было продано гораздо больше книг, чем ожидалось и еще сделаны заказы. Праздник книги состоялся!


ЦДАКА РАВНА ВСЕМ ДРУГИМ ЗАПОВЕДЯМ,
ВМЕСТЕ ВЗЯТЫМ.

Бава Батра


Религиозная община с большой любовью
поздравляет с юбилеем
ЮРИЯ СОЛОМОНОВИЧА ГОЛЬДЕНБЕРГА
Это возраст, когда приходит мудрость,
и еще есть силы для добрых дел.
МАЗЛ ТОВ!
ДО СТА ДВАДЦАТИ!


Этот номер газеты выпущен на средства, пожертвованные
НАТАЛИЕЙ ЦВИБЕЛЬ
Еврейская община имеет честь поздравить
Михаила Пилипа и Наталию Цвибель
с рождением и брит-милой их сына Давида Цви
МАЗЛ ТОВ!


Редакция "Общинного вестника"

выражает соболезнование


родным, близким,

коллективу фирмы "Принт"

в связи с кончиной


ВАЛЕНТИНЫ ПАВЛОВНЫ МАНЮКОВОЙ,


нашего друга и помощника


НАША КУХНЯ

Одна из заповедей поста ЙОМ КИПУР (в этом году – 9 октября) - хорошая праздничная трапеза накануне, которая должна быть сытной, но не тяжелой. Не подают острых блюд, очень соленых или сладких, стараются, чтобы было достаточно жидкости. Кроме того, пекут леках – медовый пирог и угощают им детей и друзей, произнося: "Пусть Вс-вышний дарует тебе добрый и сладкий год". Предлагаем Вам рецепт куриного бульона с креплах, принятого во многих общинах и один из вариантов леках.
(Напоминаем, что пост начинается с заходом солнца 8 октября).

Креплах с куриным мясом

Тесто: 2 ст. муки, 2 желтка, 1/2 чл. соли, 1/2 ст. воды
Просейте муку в миску горкой, сделайте углубление, всыпте соль, сбейте желтки, влейте воду и замесите тесто как можно тоньше, вырежьте квадраты или кружки, положите на каждый начинку и скрепите креплах (как пельмени или вареники). Отварите креплах в бульоне или в подсолнечной воде, разложите по тарелкам и залейте куриным бульоном.
По другому варианту креплах обжаривают на смальце, затем варят в бульоне до готовности.
Начинка:

1 ст. молотого варёного куриного мяса, 1 яйцо, 1 большая луковица, 2 стл. хлебных крошек, 2 стл. растительного масла, 1 чл. соли, щепотка перца, немного куриного бульона.

Порубите лук и обжарьте его в масле до золотистого цвета, добавьте мясо, жарьте ещё 5 минут. Снимите с огня, остудите и добавьте остальные ингредиенты, хорошо перемешайте.

Медовые пряники (хоник-леках)

2,5 ст муки, 160 г мёда, 2 стл. масла, 8 стл. сахара, 2 яичных желтка, 1/2 чл. соли, корица, гвоздика.

Слегка разогрейте мёд и положите в него сахар, яичные желтки, масло, толчёную гвоздику, корицу, соль и всё хорошо сбейте, пока масса не станет однородной. Добавьте просеянную муку, замесите тесто и хорошо сбейте.
Разложите тесто ровным слоем толщиной 1 см на подмазанный маслом противень, смажьте яйцом и пеките на среднем огне. Разрежьте на квадратики.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!



ХЭСЭД АГАМИМ
поздравляет с юбилеем

ПУГАЧЕВУ Тамару Алексеевну
ВОЛОВА Исаака Хаимовича
ГОЛЬДЕНБЕРГА Юрия Соломоновича
ТУРНОВСКОГО Леонида Исааковича

МАЗЛ ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!



--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Hosted by uCoz