--Петрозаводск --Община
--Шалом --Школа --Хесед
--Молодежный клуб--
--История общины --Газета
--Интернет --Главная --
Петрозаводск |
НОМЕР |
В Петрозаводске
состоялся очередной международный семинар в рамках программы «Климат доверия
- Северо-запад России» «Преступления на почве ненависти». Семинар был организован
МВД Республики Карелия, Центром правовой помощи им. Г. и С. Лайт, (Санкт-Петербург),
Советом Залива (Сан-Франциско, США), Антидиффамационной Лигой (США). Преступление
на почве ненависти - это любое преступное действие против личности, учреждения,
организации, имеющее мотивом национальную или религиозную принадлежность, расу,
сексуальную ориентацию, пол или инвалидность жертвы. На семинаре рассматривались
как чисто профессиональные вопросы, связанные с ведением подобных дел, так и
вопросы профилактики преступлений, воспитание толерантности, акции по пропаганде
терпимости, взаимного уважения. Особо подчеркивалось об опасности таких преступлений,
так как от них страдают не только непосредственные жертвы, но и целые группы
населения, у которых могут возникать чувства страха, унижения, незащищенности.
«Преступления на почве ненависти, пропаганда ксенофобии, расизма и межнациональной
вражды. Законодательство РФ и практика его применения», «Экстремистские партии,
группы и тенденция в современной России», «Ситуация в Республике Карелия: преступления
на почве ненависти и ксенофобии», «Молодежь России и Финляндии: уровень исторических
и правовых знаний, экстремистские тенденции» - вот темы некоторых докладов,
представленных на семинаре. Но главным, все же, было живое общение, дискуссии,
царящая доброжелательная атмосфера, стремление найти ответы на многие волнующие
сегодняшнее общество непростые вопросы.
В связи с погромом, учиненном в еврейской школе Рязани, участники семинара приняли
письмо в правоохранительные органы и администрацию города, в котором требуют
самого тщательного расследования и квалификации этого преступления, как «Преступление
на почве ненависти».
Ицхак Каценельсон (1885 - 1944)
Ицхак Киценельсон родился в этой самой «черте
оседлости», но его родители принадлежали не к традиционным религиозным семьям,
а к литературной среде. Отец - автор ряда книг на древнееврейском языке и идише.
Сын получил отличное образование. В 20-е и 30-е годы бывал в Палестине. Ицхак
Каценельсон участник героического Варшавского восстания в гетто; ему удалось
бежать во Францию, но там был схвачен фашистами. Закончил свои дни в Освенциме.
Замечательное его стихотворение «Родина» перевел Владислав Ходасевич.
Положи ты руки на глаза мне,
Семь раз быстро-быстро закружи...
«Где теперь страна твоя?» скажи-
И к Востоку протяну я руку.Как нежна рука твоя, подруга!
Кружится и никнет голова,
На ногах стою едва-едва, -
Но Восток - вон там! Смотри же: там он!
Ты, сестра, ждала, что ошибусь я,
Что на запад променяю я
Мой Восток и что рука моя
Юг тебе укажет или Север.Милая, ты любишь эти страны?
Эти страны нравятся и мне.
Но в ответ на зов к родной стране
Ты зачем мне говоришь о чуждых?Я еще страны моей не видел,
Но когда б к моим родным полям
Был я вдруг перенесен - я там
Ничего б нежданного не встретил.Знаю я, когда там ливни льются,
И когда прозрачны небеса,
И когда цветы поит роса
В тихой расцветающей долине.Погляди: там пыль столбом клубится.
С Гилеада сходит стадо коз…
Влажный ветер тайну мне принес:
Их пастух один в горах остался.Слыша в скалах голос: «Милый, милый!»-
Знал пастух: его там дева ждет.
Дойных коз он отослал вперед
И в горах остался со свирелью:Ночи там, в стране моей, прохладны.
Если бы не девушки тех гор,
Не огонь их уст, не жгучий взор-
Ночевать в горах пастух не стал бы.Может быть, я завтра же уеду.
Но, покинув здешние края,
Навсегда про них забуду я-
И забвенью сердце будет радо...Может быть, расстанемся мы завтра.
Милый друг, чтобы памятной мне быть,
Чтоб не мог я и тебя забыть-
Ты пиши в страну мою родную.Иосиф Гин
В нашем "Хэсэде"
становится традицией собирать волонтеров на ежегодный двухдневный семинар. Атмосфера
семинара, открывшегося 30 сентября, была очень теплой, почти домашней. Этому
способствовала не только уютная обстановка
комплекса "Белые ключи", но и не всеохватывающая, а приближенная к
конкретному человеку медикопсихологическая тематика занятий. Камерный, почти
интимный тон семинару придал доклад Эдуарда Дворкина "Посещение больного".
Еврейские законы предписывают посещать заболевшего и рассматривают это не как
визит здорового к больному, но как одну из форм связи человека с общиной, приход
навещающего должен сообщить больному заряд бодрости, уверить его что он не забыт,
о нем помнят в общине. Существуют правила посещения больного - "Бикур холим".
Навещать человека можно спустя три дня от начала болезни, только днем, посещающий
должен быть в хорошем расположении духа, свои проблемы и трудности он должен
оставить за порогом. Прежде всего больному нужно пожелать выздоровления, не
все знают молитвы но сказать "Шалом" - то же самое, что пожелать выздоровления.
Мудрые еврейские правила не запрещают на любом языке обратиться к Б-гу с просьбой
о выздоровлении больного. Еврейская религия настороженно относится к еде, особенно
приносимой к больному, но разрешается маца, хоменташен, мед. Посещать может
не каждый. Человек, идущий к больному, должен обладать чувством эмпатии, то
есть, умением сопереживать, слышать и слушать. Волонтеру больной зачастую может
сказать то, что он не скажет родственнику, врачу. Возможно, при посещении откроются
сложные взаимоотношения больного с членами семьи, поэтому необходимо соблюдать
конфиденциальность. Направляя, волонтера к больному, нужно руководствоваться
правилом "Не навреди" - лучше не посылать человека, не имеющего таких
качеств. Особо в докладе рассматривался вопрос посещения больных евреев в больницах
и домах престарелых. В этом случае при посещении надо обратить внимание на возможность
улучшения качества жизни: доставить отсутствующие лекарства; узнать, хватает
ли постельного белья; сообщить в Хэсэд oб этих проблемах; может быть найти спонсоров,
то есть, сделать максимум для выздоровления больного. Волонтер должен спокойно,
но настойчиво претворять в жизнь лозунг об ответственности евреев друг за друга.
Социально-психологический анализ современной жизни сделал в своем докладе профессор
Марк Буркин. Врачи-психиатры наблюдают повышение пограничного потолка у неврозов
и депрессий легкого уровня. События последних пятнадцати лет, включая обилие
негативной информации, ввергли в социально-стрессовые ситуации миллионы людей
в России. Период депрессивного стресса проходят эмигранты, поэтому в Израиле
разработана система помощи новоприбывшим, тем не менее, шок абсорбции переживают
практически все. В нашей стране каждый второй нуждается в консультации психотерапевта,
но в российской действительности квалифицированная психотерапевтическая помощь
находится в зачаточном состоянии. В этой ситуации, перефразируя название известного
романа Ганса Фаллады, каждый выживает в одиночку. Существуют общие правила приспособления:
необходимо ориентироваться на положительные моменты, находить перемены к лучшему.
Так, после событий 1985 года стала возможной свобода волеизъявления, что привело
к возрождению еврейства. Это громадный плюс. Частная собственность позволила
реализовать инициативу, открыла новые горизонты. Но часть общества, не обладающая
пластичностью психики, находится в состоянии стойкой дезадаптации. Особенно
психологически уязвимыми стали люди пенсионного возраста. Человеку в состоянии
депрессии может помочь возможность высказаться другому человеку. "Поговорите
со мной!" Как это важно для одиноких, больных, ослабевших духом. В этом
разрезе всю систему хэсэдов можно рассматривать как инструмент для психотерапевтической
помощи пожилым.
Реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и значением в этом
процессе волонтеров был посвящен второй доклад Э. Дворкина. Медицинской реабилитацией
занимаются врачи, в психологической и социальной реабилитации неоценимую помощь
могут оказать волонтеры. Особенно важна их поддержка в реабилитации социальной.
Программы проката Хэсэда - это часть реабилитационного процесса. Существует
целая индустрия приспособлений и технических средств, позволяющих человеку сделать
самому какие-то действия, избавляют его от зависимости. Завод "Надежда"
выпускает приспособление "надеть носок", "рука помощника, специальные
ложки, чашки. Пассивные средства передвижения нужно выдавать в последнюю очередь,
максимально развивая оставшиеся функции. В процессе реабилитации волонтерство
частично восполняет функцию государства - заботу о пожилом человеке.
Необычно - с раздачи листовки "Кто еврей?" - начал свое сообщение
Д. Цвибель. В эмоционально насыщенный разговор о цдаке и ее роли в самом существовании
еврейской общины были вовлечены все присутствующие. ТОРОЙ установлена цдака
на благотворительность в размере от 10 до 20 процентов. Если человек по каким-то
причинам не может внести деньги, то существует много различных способов оказания
помощи общине. К цдаке у нас относятся, мягко говоря, прохладно. К
цдаке можно относиться и иначе. В течение нескольких лет наша община получает
благотворительную помощь из Америки: лекарства, обувь, деньги. Как это началось?
Турист Алвин Коренблюм сошел с палубы теплохода на Онежскую набережную, встретил
незнакомого ему человека с еврейской внешностью, поговорили, узнав о существовании
в нашем городе воскресной еврейской школы, дал деньги на ее нужды. И уехал.
Теперь Алвин и Ронни Коренблюм в штате Флорида являются организаторами благотворительной
помощи евреям нашей общины. И это не единичный пример.
Участники семинару с интересом прослушали лекцию Иосифа Гина "3000 лет
еврейской поэзии и о ее влиянии на мировую литературу. Семинар закончился проведением
психологического практикума и "Круглого стола". В заключение участникам
семинара были вручены дипломы и книги с рецептами еврейской кухни, чтобы не
забывали они о кашерности еврейского стола.
После плодотворной работы на семинаре волонтеры также дружно веселились на празднике
Рош-а-Шана, потому что наши семинарские сборы - традиционно - приурочиваются
к чудесным еврейским праздникам. В замечательном концерте приняли участие камерный
оркестр консерватории под руководством Эдуарда Зондерегера, ансамбль "Авив',
дуэт Аси и Маши Арутюнян, игравших на музыкальных инструментах, подаренных нашими
американскими друзьями. Новогодним сюрпризом для всех было ни с чем не сравнимое
пение дуэта сестер-близнецов Роговых, исполнявших под аккомпанемент Гали Шиловой
еврейские народные мелодии. Песня "Золотой Иерусалим" буквально вызвала
слезы на глаза. Однако, новый 5761 еврейский год уже властвует на дворе. Счастливого
и сладкого всем года, и волонтерам, и подопечным, и сотрудникам нашего славного
"Хэсэда Агамим "
Валентина
Бравая
Баклажаны, тушеные в сметане
Баклажаны
обмыть, удалить плодоножку, очистить от кожицы, нарезать ломтиками (1,5 см),
положить в горячую подсоленую воду на 5 минут, затем откинуть на сито или дуршлаг,
дать стечь воде, обвалять в муке и обжарить в растительном масле до образования
румяной корочки. После этого баклажаны положить в кастрюлю, залить сметаной
и тушить 20-30 минут. При подаче на стол посыпать мелкорубленной зеленью
петрушки и укропом.
На 2 баклажана
(примерно 400 г): 1/2 стакана муки, 1/2 стакана
сметаны, 2 ст. ложки масла.
Баклажаны, жаренные с чесноком и зеленью
Баклажаны
обмыть, срезать концы, очистить от кожицы, ошпарить, нарезать тонкими кружочками
(толщиной 1 см), слегка посолить, обвалять с обеих сторон в муке или мацемеле
и обжарить в масле. Готовые баклажаны переложить на блюдо, чередуя с нарезанным
мелко чесноком. На сковороду, где жарились баклажаны, положить сметану,
томат-пюре, смешать, дать прокипеть и затем залить этим соусом баклажаны. Сверху
обильно посыпать мелкорубленной зеленью петрушки и кинзы.
На 2 баклажана: 2 ст. ложки растительного масла, 1 ст. ложка тома пюре, 4 ст. ложки сметаны, 2 головки чеснока, 2 ст. ложки м) (мацемела), зелень петрушки и кинзы.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
Еврейская община имеет честь поздравить
с Днем рождения
КАПЛУН ЕЛИЗАВЕТУ БОРИСОВНУ
МАЗЛ ТОВ! ДО СТА ДВАДЦАТИ!
Просите
мира для Иерусалима, Теhилим 122:6-8 |
ХЭСЭД АГАМИМ
поздравляет с юбилеем
СОКОЛЬСКОГО
Семена Борисовича
БЕЛОВА Юрия Израилевича
МАЗЛ ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!
--Петрозаводск --Община
--Шалом --Школа --Хесед
--Молодежный клуб--
--История общины --Газета
--Интернет --Главная --