--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Петрозаводск
Еврейская община
Наша газета

НОМЕР 30

ДЕКАБРЬ 2000

     Номер газеты отпечатан на цдаку учеников школы "НОМ РИШОН"


Новая программа Хэсэда

     Известный актер Марк Прудкин любил повторять: "Тяжело быть стариком, но никто не придумал иного способа прожить долго". К сожалению, почтенный возраст не только создает проблемы со здоровьем (или нездоровьем), но и резко сужает круг общения. Зачастую человек становится пленником в стенах своей квартиры,. телевизор и телефон приобретают статус верных друзей. Даже живя в семье, пожилые, как правило, целый день дома одни, что уж говорить о тех, кто по тем или иным причинам остался на старости лет в одиночестве. Особенно такое положение угнетает социально активных в недавнем прошлом людей. Задачу улучшения качества жизни этой части евреев общины в Хэсэде Агамим решают, опираясь на программы мокеда: питание, патронаж, прачечная. В октябре начала действовать новая программа, рассчитанная на одиноких и одиноко живущих подопечных старше 75 лет, инвалидов 1 группы и некоторых других.

     Идея создания Дневного центра для пожилых у нас давно витала в воздухе и, наконец, благодаря усилиям сотрудников Джойнта и Хэсэда возникло то, что должно было возникнуть. Известно, как тесно в Хэсэде Агамим, однако освободили и отремонтировали бывшее складское помещение, приобрели мебель, решили вопросы питания и транспорта. Для ознакомления с программой посетили Хэсэд Авраам в Санкт-Петербурге, где опытом своей работы поделилась руководитель центра Т. Мартынова. По определенным критериям для программы подбирают группы подопечных, в назначенное время транспорт Хэсэда доставляет их из дома в центр, где все делается для того, чтобы подопечные интересно провели время, а также могли воспользоваться другими видами обслуживания. В программе дня планируются лекции, беседы, прослушивание аудиокассет, просмотр видеофильмов, экскурсии, легкая гимнастика, просто разговоры о жизни. У людей создается приподнятое настроение, ведь для многих это возможность быть интересным собеседником, иметь внимательных слушателей, самому узнать что-то новое, для дам - это "выход в свет".

     И вот 18 октября на дверном косяке, как положено по еврейской традиции, директор Хэсэда М. Бравый прикрепил мезузу и, прикасаясь к ней рукой, в наш "Дневной центр" вошли первые подопечные. Пока сформированы 2 группы по 6 человек, к сожалению, площадь помещения не позволяет увеличивать их численность. Каждая группа бывает в центре 1 раз в неделю. Состав групп периодически будет изменяться.

     Можно сказать, что Дневной центр - это детище не только сотрудников, но и волонтеров Хэсэда, в организации досуга их помощь неоценима. Пришла с рассказом об осенних праздниках М. Куртиш, прочитал лекцию по еврейской истории С. Мит-рофанов, о еврейских традициях поведали П. Фактор и И. Фридман. С обзором новинок литературы познакомила Т. Самойлова, новыми сведениями о жизни и смерти Михоэлса поделилась Р. Сафра. Н. Липнина провела занятие по лечебной гимнастике, выставку-беседу о быте начала века устроила Е. Максимова, а экскурсией по городу порадовала М. Сийкки. В центре царит доброжелательная атмосфера, здесь любят и послушать, и рассказать, и посмеяться, сюда приносят цветы и милые вещички, сделанные собственными руками. В приятном общении даже обычный обед из столовой кажется вкуснее. Чувствуется, что новая программа пришлась всем по душе.

     Однажды и к вам позвонят, чтобы пригласить в Дневной центр. Что взять с собой? Только хорошее настроение!

     Валентина Бравая


Отклики:

     В Торе записано, что ни один еврей не должен быть одиноким, видимо это и явилось основой для создания в нашем Хэсэде Дневного центра, где встречаются одинокие люди преклонного возраста. Эти встречи дают возможность не чувствовать своего одиночества, быть в курсе событий, а, главное, приобщаться к еврейской культуре и истории.

     Здесь делается все, чтобы мы чувствовали себя комфортно: прекрасное помещение, семейный уют, красивый интерьер, внимание, забота, хорошо продуманная программа дня.

     Хочется пожелать, чтобы этот Центр действительно объединил одиноких людей, расширил их кругозор, давал им возможность быть истинными участниками жизни нашей общины.

     И за все это большущее спасибо и искренняя благодарность.

     Инесса Шахнович


Из истории одного стереотипа

     Что такое "национальное самосознание"? Без этого звучного термина не обходится ни один уважающий себя политик, наделяя его совершенно любым смыслом и сопровождая глаголом "возрождать". Между тем, обращаться с этим понятием нужно очень аккуратно, чтобы, возвращая к жизни наши достоинства, не возродить заодно и наши недостатки.

     С точки зрения психологии, национальное самосознание состоит из огромного количества установок и стереотипов, содержащих информацию о своем этносе и о других этнических группах. Этническая группа только потому и обладает самосознанием, что существуют другие этнические группы, по некоторым признакам отличающиеся от нее. Границы между "нами" и "не-нами" определяются путем сравнения внешности, языка или обычаев. Общаясь со "своими", человек постепенно привыкает к определенному типу внешности, к звучанию родного языка, к традициям и укладу жизни. Привыкание постепенно переходит в одобрение, поощрение сходства, на основе которого возникает чувство сопринадлежности. Сравнение своей группы с другими неосознанно приводит к оцениванию, и несхожесть вызывает внешне безосновательное отвержение; возникают уничижительные клички типа "узкоглазые", "чурки", "краснокожие". Известно, что древние греки всех "не-греков" называли варварами, хотя персидская культура при Дарий и Ксерксе была ничуть не менее развитой, чем греческая. Просто она была "другой".

     Этнический стереотип может отражать предубеждение, уходящее корнями в глубь веков. Именно так с течением времени сложился стереотип антисемитизма, поначалу отражавший как конфессиональное отвержение христианами иудаизма, так и восприятие "изгоя", маргинала, абсолютного "чужака". Изначально этот стереотип был сугубо религиозным. Он возник тогда, когда первые христиане стали ощущать себя единой общиной посредством размежевания с "чужими", но такими близкими, "чуткими": иудеи и христиане жили в одном и том же городе, но жили все же разной жизнью, они читали одну и ту же Тору, и все-таки читали ее по-разному; "они" выглядели совсем так же, как "мы" и все же были совсем другими. Особую остроту в такого рода размежевание привносит обвинение каждой стороной противников в "отступничестве", "измене" истине. Таковы по своей природе конфликты между католиками и протестантами, православием и старообрядчеством, суннитами и шиитами и т. д. Именно то, что отличает данную сторону от другой ("не-иудаизм" и "не-католицизм"), составляет основу понимания в себе самого существенного и определяющего: чужой - это не такой как ты. Конфессиональная рознь была одной из главных причин формирования отрицательного стереотипа евреев. Принадлежность к иной религии, в лоне которой возникло христианство, но в итоге Христа отвергшей, была в глазах христиан тяжким грехом.

     В средние века стереотип антисемитизма стал превращаться из религиозного в религиозно-этнический. Проследить этот процесс можно на примере средневековой Праги. В XIV-XVI веках в восприятии бюргерства формируется стереотип евреев, в исторической перспективе оказавшийся весьма устойчивым. Конечно, с течением времени этот стереотип изменялся в своих отдельных чертах, однако для бюргерско-мещанского сознания он был характерен в главном на протяжении длительного исторического времени. В XX в. именно этот стереотип послужил основой для нацизма в Германии и для официальных антисемитских кампаний в СССР ("борьба с космополитизмом"). К сожалению, в наши дни мы стали свидетелями искусственного возрождения этого стереотипа со стороны так называемого "русского патриотического движения". Исторически это вполне понятно, так как в периоды резкого обострения социально-экономических отношений и роста (пробуждения, возрождения) национального самосознания коренного народа ненависть к евреям, по словам Н. А. Бердяева, часто бывает исканием козла отпущения. Возрождение средневекового по своей сути стереотипа евреев характеризует прежде всего уровень сознания и мышления носителей подобных представлений.

     Судя по сохранившимся документальным источникам, в XVI в. над конфессиональным фактором начинает преобладать фактор этнический. Это можно заключить из того, что еврея, принявшего христианство, в официальных записях до конца жизни сопровождает определение "крещеный еврей", то есть постоянно подчеркивалась его социально-религиозная неполноценность на основе чисто этнической принадлежности. У чехов вызывала неприязнь предприимчивость евреев, их активные деловые связи с соплеменниками в других странах, гордость в сочетании с вынужденной униженностью, сознание истинности своей веры. Отталкивал и несколько восточный социо-культурный колорит повседневной жизни евреев.

     В сложившихся у бюргеров представлениях о евреях можно выделить несколько характерных черт, которые, к сожалению, дошли до XX в. и с поразительной точностью повторились в идеологии погромщиков и "борцов" с космополитизмом. Во-первых, по мнению бюргеров, выраженному в посланиях к правителям города, еврейскому народу в Чехии живется лучше, чем всем другим. Во-вторых, евреи обирают и притесняют христиан ("...лишают нас нашего имущества, пожирают наш хлеб, прямо вырывая его изо рта, обдирают нас..."). В-третьих, с ухудшением международного положения (турецкая угроза), евреи стали заниматься шпионажем и вредительством; в-четвертых, они пьют христианскую кровь. Результатом этих представлении было несколько погромов в Праге, каждый из которых уносил тысячи жизней.

     Если мы наложим колебания в отношении города к гетто на схему межконфессиональной, политической и социальной жизни чешского общества XIV - начала XVII в., то увидим одну закономерность: усиление антисемитизма происходит в периоды, когда общество разделено на враждующие группировки, с ослаблением конфронтации внутри общества антисемитизм уменьшается.

     Естественно встает вопрос: а что мы имеем сегодня? Чтобы как-то ответить на него, весной этого года было проведено психологическое исследование, определяющее отношение наших сограждан к представителям традиционных конфессий. Результаты оказались весьма интересными. Лидирующие позиции занимают православные. Представления о них оказались наиболее отчетливыми и положительными. Здесь нужно отметить, что испытуемые не принадлежали к какой-либо конфессии и в большинстве своем даже не были верующими. И свои религиозные стереотипы они устойчиво подменяли этническими.

     Проявился отчетливый отрицательный стереотип мусульман. А представления об иудеях очень расплывчатые, но положительные. Говоря об иудеях, люди начинали описывать своих знакомых евреев, и в общем портрете характера преобладали положительные черты. Стереотип - штука очень сложная, он изменяется крайне медленно, и нельзя категорично заявить, что антисемитов в нашем городе нет. К сожалению, они еще есть. Но точно можно заявить, что есть тенденция к изменению взглядов и представлений по этому поводу в лучшую сторону.

     Можно предположить, что снижение уровня антисемитизма связано и с уменьшением доли евреев в населении России из-за интенсивной эмиграции, и с тем, что сегодня на уровне массового сознания образ традиционного этнического "врага" вытесняется пресловутым "лицом кавказской национальности", которое вызывает значительно большее отторжение как совершенный "чужак" в отличие от значительно более привычного и близкого по культуре и образу жизни еврея.

     В последние годы неприязнь к выходцам с Кавказа возрастает; возможно, "кавказофобия" связана с чеченским конфликтом, а также с непривычностью традиций и "южного темперамента" народов Кавказа. Все это, как ни печально, повлияло теперь на отрицательный стереотип мусульман.

     Вообще в сознании каждого человека есть положительные и отрицательные стереотипы - это естественный продукт общения разных групп населения между собой. Наш разум устроен так, что стереотипов просто не может не быть. Но они не должны быть разрушающими и приносить вред обществу или отдельным людям. Здесь следует отметить, что чем выше культурный уровень человека, тем более сознательно его национальное самосознание, тем больше у него внутренней независимости и меньше претензий к окружающим.

     Анна Ярцева



АЗБУКА ИУДАИЗМА

ГАЛАХА. АГАДА. МИДРАШ

Галаха (предписание) - законодательная часть еврейской традиции, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь, одна из важнейших частей Устной Торы, свод законов и предписаний, разъясняющих, как правильно исполнять заповеди. Этим словом называется и каждое такое предписание или закон в отдельности. Содержит постановления Мудрецов разных поколений, обсуждение законов и их деталей.

Агада (сказание) - часть Устной Торы, не относящаяся к закону (Галахе). Включает в себя различные истории, моральные поучения, притчи, толкования и т.п., дополняющие текст Торы, объясняющие смысл заповедей. Ставит своей целью глубже понять тот или иной текст, дать ему интерпретацию, зачастую аллегорическую.

Пасхальную агаду читают в ночь Пасхального Седера.

Мидраш (изучение, толкование) - система толкования Торы Мудрецами эпохи Талмуда, разъясняющая смысл написанного на основе сопоставления, аналогии с другими местами текста, разбора употребления отдельных фраз и даже букв. Определяет сферу действия закона, его обоснование в Торе. Существует четыре вида мирдашей: объяснительный, логический, сравнительный, ограничительный, хотя не всегда можно четко провести между ними грань.

Бен Гирш



Газета "Общинный вестник", поздравляя своих читателей с
ХАНУКОЙ,
желает здоровья, радости, благополучия!
Мы верим, что евреи никогда не забудут своего предназначения
в этом мире – нести свет, зажженный в наших сердцах,
ВС-ВЫШНИМ,
да будет благословенно Его Имя.



НАША КУХНЯ

Латкес.
Картофельные латкес - классическое ханукальное блюдо.
Очень вкусно с яблочным соусом.
5 больших картофелин
1 большая луковица
4 яйца
1/4 чашки молотой мацы или муки
соль и перец по вкусу
Натрите картофель и откиньте на дуршлаг.
Натрите лук. Лук и яйца смешайте с картофелем. Добавьте молотую мацу и приправы. Перемешайте.
Разогрейте масло на сковородке. Кладите смесь по столовой ложке в масло. Когда зарумянится с одной стороны, переворачивайте на другую.
Вариант:
Морковные латкес: замените картофель натертой морковью.


Хэсэд Агамим
поздравляет с юбилеем
ГИЛЬМАН Розу Моисеевну
КОЛТУН Зою Алексеевну
САМОЙЛОВУ Таисию Павловну
ФРЕЙДКИНУ Славу Берковну
ХАВИНСОН Брониславу Самсоновну
ГЕНДЕЛЕВА Давида Захаровича
МАЗЛ ТОВ И ДО СТА ДВАДЦАТИ!


Еврейская община имеет честь поздравить

С Днем рождения

БЕЙЛИНА ЕДИДУ ЕВСЕЕВИЧА

ДО СТА ДВАДЦАТИ!



Религиозная община, "Общинный вестник "

поздравляет

Давида Захаровича ГЕНДЕЛЕВА с юбилеем!

Мы благодарны Вам за мудрость, интеллигентность, за ауру, окружающую Вас. Здоровья, радости, тепла!

И ДО СТА ДВАДЦАТИ!


Еврейские герои

были героями

не битвы,

а веры.

Мозес Гастер



--Петрозаводск --Община --Шалом --Школа --Хесед --Молодежный клуб--
--История общины --Газета --Интернет --Главная --



Hosted by uCoz