Возрождение еврейской жизни в Петрозаводске началось в период "перестройки" в 1991 году, когда было официально зарегистрировано Общество еврейской культуры "Шалом". Задачей общества стало собрать то, что еще осталось и попытаться привить интерес к национальной культуре, традиции у почти совершенно оторванных от своих корней людей. Сложность заключалась еще и в том, что это поколение пережило Холокост, "борьбу с безродными космополитами", "Дело врачей", "процентную норму", Антисионистский комитет, поток антисемитской литературы 70-х - 80-х годов. (Здесь уместно сказать, что именно в Карелии все эти официальные антисемитские компании спускались на тормозах, и не находили ярых последователей. Многие евреи, потеряв работу в Москве, Ленинграде, приезжали в Карелию и находили здесь свой дом). Первоначально надо было преодолеть страх - страх открыто назваться евреем, страх за детей. Первой крупной акцией общества стало открытие воскресной школы, ставшей центром еврейского образования. Именно сюда устремились жаждущие знаний по еврейской истории, традиции, желающие вернуться к еврейству, изучать иврит, приобщить детей, просто пообщаться в кругу соплеменником. Это было время энтузиазма, больших надежд, проснувшегося самосознания. И по сей день школа, получившая название "ЙОМ РИШОН" (День первый), активно работает, принимая и детей и взрослых, и без нее уже не мыслится еврейская жизнь города.
Следующий, может быть самый важный момент в общинной жизни - создание религиозной общины. Приобретение Свитка Торы - самого святого, что может быть у еврея - заложило основу для полнокровной еврейской общины, имеющей теперь возможность проводить службы и совершать религиозные обряды. Это само по себе явление неординарное, а в нашем случае еще и связано с помощью христианской общины Дитрих-Бонхоффер-Кирхе из города-побратима Тюбингена по инициативе пасторов Данкварта-Пауля Целлера и Михаэля Фолькмана. Нам не известен прецедент, когда христиане основывают иудейскую общину, не стремясь вовлечь евреев в христианство! Это послужило налаживанию очень добрых отношений между нами, открыло возможности диалога, преодоления межконфессионального противостояния, залечиванию ран, нанесенных Холокостом. Это уникальный пример того, как люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, народам, странам могут дружить, уважая особенности каждого. Пастор д-р Михаэль Фолькман выступал с докладом по этому поводу на огромном всеевропейском христианском форуме минувшим летом.
При помощи наших друзей удалась привести в какой-то порядок и старое еврейское кладбище, которое было варварски разрушено в 70 - 80 годы, и чуть было не исчезло совсем. И теперь входная арка и ограда естественно вписались в общий ансамбль этого уголка города.
В 1998 году открылся благотворительный фонд "Хэсэд Агамим" (в свободном переводе - Благотворительность на озерах, или Озера милосердия), основной целью которого является помощь пожилым, инвалидам, малоимущим, и не только в Петрозаводске, но и по всей Карелии. Причем фонд занимается не только помощью материальной или медицинской, но и проводит большую работу по удовлетворению духовных потребностей своих подопечных: осуществляются программы обучения ивриту, традиции, встречи Субботы, отмечаются еврейские праздники. Причем, и это составляет саму суть движения "Хэсэд", основная часть работы осуществляется силами волонтеров. Для волонтеров устраиваются обучающие семинары, курсы, стажировки, а они, в свою очередь, передают полученные знания и тепло своих сердец тем, кто в этом так нуждается.
Фонд сотрудничает с другими благотворительными организациями города, городскими социальными службами и больницами и по мере своих возможностей оказывает помощь и им.
Вот все это вместе - и есть сегодняшняя еврейская община Петрозаводска. Уже два года издается небольшая ежемесячная газета "Общинный вестник", отражающая жизнь нашей общины, наши радости и печали, публикующая материалы по истории, традиции, ведущая просветительскую работу. Цель газеты - пробудить интерес к своим истокам, попытаться проследить и осмыслить историческую роль нашего народа, прикоснуться к непреходящим ценностям Торы, нашей национальной культуры. Особое место отводится истории евреев Петрозаводска, поиску архивных и иных материалов, освещающих жизнь и деятельность наших предшественников. И, конечно, наша сегодняшняя жизнь. Газета поступает в Национальную библиотеку Республики Карелия, Городскую библиотеку, Национальную библиотеку Израиля. Ее читают в Тюбингене и Берлине, Хельсинки и Торонто, Сан-Франциско и Майами, Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске, Мурманске, Новгороде, Самаре, всюду, куда доходит ее голос.